Найдется или нет бозон Хиггса?
Большой адронный коллайдер все еще находится в починке. Физики восстанавливают его работу после масштабного сбоя в энергоснабжении, произошедшего в ночь на среду, 2 декабря.
Противники БАКа, пугающие обывателей в случае его запуска появлением черных дыр, которые могут поглотить Землю, радостно потирают руки. И даже предложили пользователям интернета поиграть на несчастье физиков, урвав большой куш в случае удачи. Инициатором затеи выступил немецкий физик Александр Унцикер. На своем сайте intrade.com он заявил, что любой желающий может поставить на то, когда на Большом адронном коллайдере будет открыт бозон Хиггса. А чтобы его открыть, надо на полную мощь запустить БАК.
Бозон Хиггса физики еще называют «божественной частицей», потому что предполагается, что эта важнейшая элементарная частица – основа мироздания. А скептики, к которым себя относит и Унцикер, в существование данной частицы не верят. Так, еще перед первым запуском ускорителя 10 сентября 2008 года знаменитый физик Стивен Хокинг поставил 100 долларов на то, что таинственный бозон не будет найден.
Поэтому сегодня после очередного неудачного запуска БАКа Унцикер и предлагает всем желающим поспорить на открытие этой частицы, сделав такую же ставку, как в свое время и Хокинг - не больше 100 долларов.
Всего на сайте доступно пять основных вариантов: бозон Хиггса будет обнаружен до 31 декабря 2009, 2010, 2011, 2012 или 2013 года. Подробно о правилах участия в споре рассказано на сайте ученого.
Для тех, кто не знает, что такое бозон Хиггса, приводим разъяснение Виктора Матвеева, директора Института ядерных исследований Российской академии наук, председателя международного объединения ученых, участвующих в исследованиях на коллайдере.
- Частица, а точнее, поле Хиггса, словно море, заполняет все пространство мироздания, наделяет массой другие частицы и держит мир в равновесии. Не найдем его - так и не поймем до конца, как устроена Вселенная, - говорит академик Матвеев. - Питер Хиггс сделал открытие на кончике пера. Для того чтобы теперь его попробовать на зуб, надо хиггсовское «море» взбудоражить, бросив в него камушек. То есть, устроить микроскопическую модель Большого взрыва, чтобы появились «круги» на поверхности. Вот эта «рябь» и будет частицей Хиггса, которая невольно выдаст присутствие безмолвного и пугающего своей таинственностью поля, пронизывающего все и вся.
Представить, как работает хиггсовский механизм, можно на простом примере. Возьмите кусок пенопласта и покрошите его на стол. Получатся маленькие пенопластовые шарики - аналоги элементарных частиц, которые будут очень легкими. Если мы подуем на них, то они разлетятся. Теперь аккуратно нальем на стол воды, покрошим сверху пенопласт и снова слегка подуем. Мы увидим, что шарики разбегаются, но уже неохотно. Если бы мы не видели воду, нам бы казалось, что они стали как бы вялыми или тяжелыми. Эта пассивность возникает из-за того, что частицам при движении приходится продираться сквозь воду, которая в этой аналогии играет роль вакуумного хиггсовского поля. Если же мы подуем на воду без пенопластовых шариков, то по ее поверхности побежит «рябь» - это будет аналог хиггсовских бозонов.