Сто лет назад Киев тоже жил избирательными страстями, со своими белым и черным «пиаром», админресурсом и скандалами вокруг недвижимости.
Политтехнологии имперского периода
В конце ХIХ — начале ХХ века каждые четыре года в Киеве формировали новую городскую Думу. Правда, в ту пору избирать и быть избранными могла только небольшая часть киевлян — доноры городской казны, то есть домовладельцы и предприниматели. Но температура политических дискуссий в городе была не ниже нынешней.
Революция 1905 года обернулась конституционной реформой. Царь подписал манифест, даровавший подданным империи демократические свободы — слова, собраний. И выбора. Избирательная кампания 1906 года шла под знаком борьбы поднабравшихся сил в ходе революции левых против укоренившихся во власти правых.
Либеральные киевские газеты активно «наезжали» на городского голову Василия Проценко — ярого консерватора. Его обвиняли во многих грехах, прежде всего в коррупции — недостойных гешефтах за счет городской казны. Как и сегодня, в центре скандала была киевская недвижимость. Много гневных слов было сказано по поводу крупных построек. Больше всего доставалось строительству Днепровской гавани и Оперного театра. Пресса писала о перерасходе средств, выделенных на эти проекты. Наказание никто не понес, и газеты либералов изощрялись в версиях, кого обогатили городские средства. В вину мэру вменяли и то, что важнейшие составные части городского благоустройства — водопровод, освещение, трамвай — находились в руках частных предпринимателей, которые при попустительстве мэрии получали огромные доходы. В лагере левых были уверены, что часть этих доходов идет в карман Проценко.
Оппозиция в своей избирательной программе предлагала действенные, по ее мнению, способы борьбы с коррупцией. В те времена гласные (депутаты) городской Думы несли бремя службы народу без какого-либо жалования. Зарплату получал лишь мэр и служащие исполнительного органа — городской управы. Один из лидеров тогдашней оппозиции — военный инженер Павел Голубятников — утверждал, что «бесплатные услуги гласных обходятся городу иногда слишком дорого», а депутатский альтруизм оборачивается злоупотреблениями и хищениями в городском хозяйстве, которые являются «результатом желания со стороны гласных самим вознаградить себя за свой бесплатный труд в пользу города». Поскольку для решения городских проблем не возбранялось создавать комиссии из гласных на платной основе, Голубятников предложил применять эту практику шире. В таком случае у общественности появились бы основания требовать от гласных конструктивной работы и строго спрашивать за недочеты.