Законодатели определили разломы нового банковского «ландшафта» страны, приняв в первом чтении закон «Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков». Банков явно станет меньше, но они будут крупнее, - пишет в блоге
Банкирам предлагается выбор: заплатить за капитализацию по упрощенной процедуре, совершить корпоративное слияние или уйти с рынка. Этот выбор – обязателен для подавляющего большинства отечественных банков. Ведь две трети от их общего количества не укладываются в требования Нацбанка по размеру уставного капитала. Больше 40 из них, полагает Довбенко Андрей, уже к 11 июля 2017-го должны увеличить уставный капитал до 200 млн грн. А к 2024-му все оставшиеся в живых банки будут обязаны капитализироваться уже до 500 млн грн.
В настоящее время, уверен Андрей Довбенко, единственный реальный способ докапитализации –наращивание банковского капитала акционерами. Процедура же слияния банков в существующих правовых условиях занимает около 1.5 лет. Этот срок совершенно не вписывается в существующие требования увеличить капитал до июля 2017-го.
Предлагаемый документ предусматривает сокращение сроков докапитализации до трех месяцев. Исходя из этого, закон должен быть принят в марте, поскольку первый дедлайн – уже через три месяца. Если законодатели затянут с решением вопроса, то 40 банков, имеющих уставный капитал меньше 200 млн грн, рискуют в июле досрочно завершить свою профессиональную миссию.
Парламентская инициатива направлена как на решение проблем недокапитализированных банков, так и в отношении тех, который пока еще выполняют нормативы НБУ. Это – принуждение банков к новым реалиям, предложеных государством. Упрощение процедуры – своеобразный бонус для банков. А необходимость изыскать дополнительные ресурсы – суровая проза жизни.
В целом принятие подобного закона – решение верное. Это – попытка укрепить расшатанную банковскую систему. Документ стимулирует слабые банковские звенья становиться сильнее, или освободить свое место на рынке. Государство «армирует» фундамент национальной банковской системы, ослабленный кризисом последних лет. Ведь с 2014-го в Украине ликвидировали или реорганизовали около 90 банков, что составляет половину банковской системы. В их топках «сгорели» 160 млрд грн вкладчиков.
Важно, чтобы окончательная версия закона не была выписана под диктовку лоббистов и не стала новым коррупционным инструментом. Ведь после первого чтения в документе просматриваются и коррупционные риски, и лобистские интересы международных банковских групп.
Отдельные нормы законопроекта наталкивают на мысль, что его писали в интересах иностранных банковских групп. Упрощенная процедура капитализации позволит им при желании увеличить рынковую долю за счет скупки финансово обессиливших конкурентов.
В проекте не прописаны основания для отказа Нацбанком в согласовании капитализации и реорганизации банков. Законопроект предусматривает, что план прекращения банковской деятельности должен соответствовать требованиям НБУ, но не объясняет, каким именно. План прекращения необходимо будет реализовать за 180 дней, но документ не предусматривает санкций за нарушение этого срока.
В документе отсутствуют критерии, на основании которых банк может начать реорганизацию по упрощенной процедуре. При этом выбор банков, которые смогут воспользоваться этой процедурой остается на усмотрение НБУ. Все эти несуразности и противоречия усиливают возможности ручного управления НБУ и создают новое коррупционное поле.
Считаю ошибочным решение о конвертации акций по номиналу при присоединении банка. Рыночная стоимость почти всегда отличается от номинальной. Разные банки имеют разную номинальную и реальную стоимость. Поэтому правильней обменивать акции, исходя из показателей текущей деятельности банка.
Проект не содержит гарантий для кредиторов банка, в случае прекращения им деятельности. Обжалование решений, связанных с отзывом банковской лицензии, капитализацией или реорганизацией не прекращает их выполнение. Проект противоречит нормам Налогового Кодекса, который запрещает регулирование вопросов налогообложения банка-правопреемника.
В то же время документ предусматривает ряд позитивных новаций. Таких, как право банков прекращать деятельность без ликвидации юрлица. Это позволит тем из них, которые не смогут выполнить требования НБУ по капитализации, покинуть рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Они избежат введения временной администрации, при условии отсутствия невыполненных обязательств перед вкладчиками. В настоящее время такая возможность законом не предусмотрена.
В целом, эксперты не сомневаются в необходимости принятия подобного закона. Но его необходимо существенно доработать. Только тогда он сработает на позитивный результат. Иначе это будет очередной апперкот по и так неусточивой банковской системе страны.