Кто поспорит, что словосочетание «скучено вручную» имеет магическое значение для курильщика сигар? Скрученная вручную сигара – не просто произведение искусства и изделие экстра-класса – это стиль жизни со всеми сопутствующими ему ритуалами и обрядами. Для самой же сигары маркировка «hecho a mano» – характеристика качества, пропуск в «высший свет» и, конечно, «гарантийный талон».
Так уж сложилось исторически, что сигары машинной скрутки с самого момента своего появления находились в тени своих «великосветских» собратьев. «Массовый продукт», «сигара для новичков», «знак плохого тона», «свидетельство неудовлетворительной толщины кошелька» – какие только оценки не приходилось терпеть этому классу сигар. Даже название в народе у них какое-то простецкое и слегка пренебрежительное – «машинки».
Приходится признать, что все эти далеко не самые лестные определения небезосновательны. Да, сигары машинной скрутки – массовый продукт. Да, большинство новичков впервые закуривают именно «машинку». Верно и то, что не везде и не всегда удобно закурить такую сигару, и уж конечно, ее предпочитают те, кто не готов раскошелиться на сигару ручной работы. Тем не менее, сигары машинной скрутки заслуживают внимания. Забудем на время об авторитете ручной скрутки и «снизойдем» до сигары, скрученной бесчувственным железным торседором.
Куба против
Первый скруточный аппарат появился в 1872 году в США. Правда, использовался он лишь для производства сигарет и не отличался сверхпроизводительностью. Но уже через девять лет, в 1881 году, Джеймс А. Бонсак запатентовал более сложный и мощный механизм, выдававший на-гора более 200 сигарет в минуту.
Первая специальная машина для скрутки сигар появилась в 1883 году. Ее изобрел Оскар Хаммерштейн, на тот момент главный редактор серьезного табачного издания U.S. Tobacco Journal. Однако она не оправдала возложенных на нее надежд – обладала низкой производительностью, была тяжела в обращении и требовала слишком тщательного ухода.
В 1915 году в США появились машины второго поколения. При производительности до 3500 сигар в день для их обслуживания требовалось всего четыре человека.
Все затраты окупались с лихвой, аппараты по сравнению с предшественниками были надежней и проще в обращении. В 1920 году машины для скрутки сигар появились и на Кубе, вызвав колоссальную волну увольнений. Неудивительно – ведь в табачной индустрии было занято около половины всего населения.
Судьбу машинных сигар окончательно решили крупные табачные компании некубинского происхождения. Они построили в своих странах огромные табачные фабрики, оборудованные по последнему слову техники. В качестве сырья использовался вывезенный с Кубы табак. Кроме того, в отличие от «классических» производителей «hecho a mano», эти механизированные фабрики изготавливали сигары в невиданных доселе объемах и «выживали» не за счет высоких цен на продукцию, а за счет оборота. Спрос в этот период был так велик, что сигары ручной скрутки просто не могли насытить рынок. В этих условиях дешевые «машинки» пошли «на ура» – мир был буквально вынужден оценить и принять их.
«Отходное» производство
Первые сигары машинной скрутки изготавливались практически из того же табака, что и сигары ручной скрутки. Со временем стало ясно, что это невыгодно – целью была минимизация затрат на производство и сведение к минимуму себестоимости продукции. Поэтому в качестве наполнителя для дешевых машинных сигар стали использовать «отходы» производства – обрывки и обрезки табака, а также листья, которые из-за плохого внешнего вида, пятен или дыр для «ручного» производства не подошли.
При всем при этом сигара машинной скрутки может похвастаться отличной рецептурой. Правильно реализовать заданные пропорции в производстве «машинки» гораздо проще. Когда торседор смешивает листья для сигары hecho а mano, ему приходится не только тщательно выверять количество и размеры различных типов листьев, но и следить за тем, чтобы каждый лист в наполнителе оказался на своем месте (ближе к центру либо ближе к связующему листу).
Начинка из мелко нарезанного табака – безусловно, минус. Но и плюс тоже. Рецептура хорошей сигары машинной скрутки может состоять из более чем 15 различных типов и сортов табака! Это важно как для получения максимально интересного и приятного букета, так и для поддержания неизменного качества.
Все сигары машинной скрутки объективно следует разделять на два основных типа. Первый тип – самые настоящие machine made сигары, от начала и до конца скрученные машиной. Она сама «проглатывает» разные типы листьев, сама режет их и смешивает в заданной пропорции. Затем прессует смесь и заворачивает ее в связующий лист. Получившаяся «полусигара» зажимается в тиски, которые придают «основе» нужную форму. «Отформатированная» сигарная заготовка оборачивается в покровный лист, механические лезвия обрезают сигару, еще один пресс окончательно фиксирует необходимую форму и – сигара готова.
Эти машины способны производить до нескольких десятков сигар в минуту, если речь идет о «серьезных» форматах. В случае небольших сигар или сигарилл скорость может достигать нескольких сотен в минуту.
Второй тип – это те сигары, в которых машиной был скручен только «патрон» (начинка и связующий лист), а над покровным листом работал уже мастер скрутки. Они маркируются как «machine bunched/hand rolled».
Машина, заворачивающая начинку в связующий лист, – полуавтоматическая. Она находится на столе у скрутчика и подвластна лишь ему. Торседор последовательно закладывает в машину различные типы листьев для начинки и связующий лист, нажимает на расположенную под столом педаль и удерживает ее до тех пор, пока на стол не выкатится готовый «полуфабрикат». После короткого прессования, необходимого для фиксации формы, торседор заворачивает «полуфабрикат» в покровный лист. Некоторые производства построены несколько иначе. Листья обрезаются машиной, и мастер мешки складывает их согласно рецептуре; машина сама их скручивает, оборачивает в связующий лист, а потом прессует; готовые «полуфабрикаты» поступают к скрутчикам.
Сигара, сделанная по этой технологии, проходит все необходимые этапы как до скрутки (табак сушится, дважды ферментируется, отдыхает, сортируется и выдерживается), так и после нее, включая отдых и последнюю выдержку. Технология, называемая «machine bunched/hand rolled», впервые была применена в 50-х годах XX века и используется по сей день. Это очень хорошие сигары, лишь немногим уступающие по своему качеству представителям класса «hecho a mano».
Сигары такого уровня нередко объединяют в класс «dutch-type» (или класс «сухих сигар»). Для нормального хранения им вполне хватает 55-60 процентов влажности без потери качества, вкусовых и ароматических свойств.
Табачная бумага
Тот, кто хоть раз пытался развернуть сигару машинной скрутки, наверняка обратил внимание на то, что связующий лист часто имеет весьма странные внешний вид и фактуру. Это гомогенизированный табачный лист. Его появление в несколько раз увеличило производительность скруточных машин. Согласно статистике, в 90 процентах сигар массового производства применяется гомогенизированный связующий лист, а в 60 процентах – гомогенизированный покровный лист.
Нередко на упаковках сигар машинной скрутки можно увидеть следующее: «Made with HTL binder/wrapper». Аббревиатура HTL означает, что табачный лист гомогенизированный. Но еще чаще на коробках пишут: «Contains non-tobacco products» («содержит нетабачные компоненты»).
Патентом на это изобретение владеет компания General Cigar Corporation, однако существует еще несколько вариаций табачного заменителя, лицензия на которые принадлежит другим, менее известным компаниям. Несмотря на небольшие различия в технологиях производства, суть у всех этих заменителей одна и та же. Лист делается из табачных обрезков и табачной пыли, смешанной с водой, целлюлозой и некоторыми другими органическими соединениями. В итоге получается эластичное и прочное вещество. Фактически гомогенизированный табачный лист – это та же самая бумага, только вместо древесины в ней используется табак.
Причиной, по которой начали производить сигары с использованием HTL, было стремление снизить себестоимость готового продукта. Но вскоре обнаружился целый ряд «преимуществ» гомогенизированного листа перед натуральным.
На первых порах все попытки заставить скруточные машины работать быстрее заканчивались провалом. И слабым местом был не автоматический механизм, способный крутиться в сотни раз быстрее, а тонкий и хрупкий табачный лист, оказавшийся для автоматизированного производства несовершенным сырьем. Если с мелко нарезанным наполнителем проблем не возникало, то связующие и покровные листья при малейшем повышении оборотов не выдерживали грубой силы неразумной машины и начинали рваться.
После первых же испытаний гомогенизированного табачного листа стало понятно, что он намного превосходит натуральный как по прочности, так и по эластичности. Это стало открытием, и скорости работы скруточных машин значительно возросли. На этом, однако, преимущества гомогенизированных листьев не закончились.
На вкус и цвет…
Компаниям, которые используют гомогенизированный покров, не приходится тратить деньги и время на обработку листьев. К примеру, для получения определенного цвета и фактуры натуральный табачный лист требует дополнительной обработки – более длительной ферментации и многомесячной выдержки. И если для производителя сигар ручной скрутки – это норма и залог качества, то для машинного производства – просто-напросто лишние затраты. Гомогенизированный лист решил эту проблему. Чтобы получить тот или иной цвет покрова, в смесь добавляют искусственный краситель. Claro, colorado, maduro – с помощью него можно получить любой оттенок.
Некоторые производители пошли еще дальше и умудрились испещрить гомогенизированный покровный лист прожилками и канавками, вполне похожими на настоящие. Впрочем, это нововведение не имело ожидаемого успеха. Любители «машинок», не привыкшие видеть на своих сигарах какие-то неровности, возмутились, и от забавной идеи пришлось отказаться.
Если мы добавляем в табачные листья краситель, почему бы не добавить туда и ароматизатор, подумали производители сигар и совершили еще один революционный шаг в области производства машинных сигар.
Известно, что на покровный лист приходится серьезный процент от общего аромата сигары, но без ферментации, отдыха и выдержки в нем не появятся тонкие ароматы кофе, ореха, кожи или ванили. Те мелкие обрезки, которые служат основой для гомогенизированного табака, видели в своей жизни однуединственную сушку и короткую ферментацию, а химические реакции, происходящие в процессе производства гомогенизированного табака, и вовсе нейтрализуют все ароматические и вкусовые качества исходного сырья.
Таким образом, в гомогенизированный табак стали добавлять ароматизаторы. Им, безусловно, никогда не сравниться по тонкости и чистоте с натуральными ароматами, которые появляются в табаке в процессе ферментации. Однако неприхотливых любителей сигар машинной скрутки вполне устроили оттенки ванили, вишни, рома и многие другие, полученные искусственным способом.
В коробке настоящих «гаван» сигары могут слегка отличаться друг от друга по цвету в пределах установленных на фабриках норм. Это не страшно – трудно говорить об абсолютном стандарте, когда речь идет о натуральном продукте и ручном производстве. По той же причине, кстати, опытные дегустаторы способны найти мельчайшие вкусовые и ароматические различия в сигарах одной марки разных годов выпуска или даже в тех, что лежали вместе в одной коробке.
На полностью автоматизированном производстве, где живых мастеров мешки и скрутчиков заменили машины, такого не бывает. Особенности табачных урожаев и ежегодно меняющиеся климатические условия здесь не играют никакой роли. Химическая формула – одна и та же из года в год. Стабильности всегда можно добиться, достаточно изменить процент ароматизатора в покровном или связующем листьях.
Сигары машинной скрутки имеют репутацию не только дешевого массового продукта, но и продукта, отличающегося удивительным уровнем стандартизации. Машины не ошибаются. Так что ни о каких отличиях между двумя сигарами одной и той же марки и формата и речи быть не может.