Бриллиантовая рука

2009-12-20 07:07 322 Нравится 2

Эксцентрическая сатирическая комедия

Можно

сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он,

подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался.

В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена

Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое

состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая

составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым

прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских

рублей в ценах до 1991 года.

А «Бриллиантовая рука» в 1995 году

в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей.

Но можно было и не задаваться такой запоздалой (пусть и благородной)

целью — достаточно посмотреть на результаты кинопроката в СССР за всю

пятидесятилетнюю историю существования официальной статистики

и убедиться, что эта картина действительно первенствует среди всех

работ Леонида Гайдая и, более того, является самой кассовой комедией.

Она занимает третье место среди отечественных фильмов и общее четвёртое

по итогам советского проката, если ещё учитывать заграничного

суперрекордсмена — мексиканскую мелодраму «Есения».

Кому-то,

наверно, это всё равно: какая из лент опережает, а какая отстаёт

(кстати, «Бриллиантовая рука» лишь на две десятых миллиона зрителей

обошла «Кавказскую пленницу»!). Но было бы чрезвычайно интересно

взглянуть на чуть ли не наизусть выученную комедию с точки зрения

западной «бондианы» и прочих шпионско-приключенческих картин, которые

в изобилии снимались по обе стороны «железного занавеса». Анекдотичнее

всего, что Гайдай совместно с соавторами по сценарию Яковом

Костюковским и Морисом Слободским на три года опередил «Бриллианты

навсегда» и на год — «На секретной службе Её величества» (между прочим,

единственный фильм о Джеймсе Бонде, где он женится, правда, молодую

супругу тотчас же убивают).

С. С. Горбунков — разумеется,

не агент 007 из «Интеллиджент сервис», он даже не майор КГБ, а простой

советский гражданин, который попал в первый раз за границу

по турпутёвке и сразу же в прямом смысле слова поскользнулся на ровном

месте. Лишь на миг потеряв в беспамятстве советскую бдительность

и осторожность, славный малый и добропорядочный семьянин Семён

Семёнович потом с лихвой послужил на благо родного отечества, хотя

был вынужден кривить душой и притворяться перед законной женой, детьми,

сослуживцами, соседями, грозной женщиной-управдомом и роковой

красоткой-блондинкой, выдавая себя не за того, кем он являлся после

возвращения из-за рубежа. Это ли не мечта каждого советского человека,

охваченного искренней шпиономанией и застенчивой любовью ко всем

отечественным доблестным разведчикам и бойцам невидимого фронта?!

А вообще-то забавно, как удалось «протащить на экран» идеологически

диверсионный заголовок первой части «Бриллиант почти не виден»,

откровенно пародирующий название повести «Сатурн» почти не виден»

Василия Ардаматского, лауреата премий КГБ, которая была экранизирована

в лентах «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», имевших успех годом

раньше, чем «Бриллиантовая рука».

И ведь Горбунков на тайной

службе у компетентных органов — будто некий Конёк-Горбунок, который

всегда готов выручить и помочь совершить чудо. Это карнавальное

двойничество героя, программно заявленное и в его любимой сказочной

песне про зайцев, которые «в самый жуткий час косят трын-траву», было

своеобразным выходом за пределы регламентированного социального

существования. А ещё представлялось романтически-пародийным выражением

его индивидуального куража, как после дружеской попойки в ресторане,

что вряд ли стоит надуманно выдавать за стихийный бунт (пусть на дворе

был 1968 год!) винтика против Системы. Столь популярная и всегда

приносившая большую удачу в кинопрокате формула «свой среди чужих,

чужой среди своих» обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же

время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который должен

был стать «калифом на час».

Кстати, идея невольной подмены, когда неприметный персонаж вынужден играть

не свойственную себе значительную роль, не раз использовалась

и Чарльзом Чаплином, и Бастером Китоном, перед которыми Леонид Гайдай,

конечно, преклонялся всю жизнь. И несмотря на то, что порой

сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом

следовало бы считать, помимо Шурика, ещё и незабвенного Семёна

Семёновича (вот и реальная жена Гайдая сыграла супругу Горбункова) —

наивного, добродушного и сердечного «агента поневоле», который обречён

жить на «острове невезения» и спасаться от отчаяния, напевая: «А

нам всё равно, а нам всё равно…». Вот почему «Бриллиантовая рука» —

не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа

российского комедиографа, который в комической тройке с Эльдаром

Рязановым и Георгием Данелией рискнул быть, пожалуй, Балбесом, героем,

прежде сыгранным Юрием Никулиным, который как раз и предстал на экране

в образе Горбункова.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Что сейчас важнее для Украины?

ГолосоватьРезультатыАрхив
Реклама
Реклама