В годы Второй Мировой войны в составе Люфтваффе воевало большое количество добровольцев из различных стран. В их числе были и бывшие летчики ВВС РККА. В начале войны в плен к немцам попало большое количество летного персонала, которые содержались в специальных лагерях. Кроме того, в ходе войны перелеты на другую сторону фронта были нередки √ по немецким данным в 1943 году перелетело 66 самолетов, а еще 20 √ в первой половине 1944 года.
Наличие такого количества подготовленных летчиков и самолетов не могло не привести к идее организации русского подразделения в составе Люфтваффе.
Первая такая попытка была предпринята летом 1942 года, когда майор Филатов сформировал так называемую Heeresgruppe Mine.
Однако первое по настоящему боеспособное подразделение было создано только в декабре 1943 года. Это был единственный штаффель (так называемый Ostfliegerstaffel (russisch)) в составе Ergdnzungs-Nachtschlachtgruppe Ostland Luftflotte 1. На вооружении состояло несколько трофейных По-2 и Ут-2, а также переданных из летных школ Arado Ar 66 и Gotha Go 145. В начале 1944 года бывшие советские летчики перебазировались в Диинабург (так в Германии называли Даугавпис), где были переподчинены непосредственно 3 Fliegerdivision. В марте 1944 года штаффель в очередной раз передали в Luftflotte 6 и перебросили в Лиду (Белоруссия). Отсюда летчики до июля совершили около 500 вылетов против партизан.
В 1944 √ 45 годах под непосредственным руководством генерала Гейнриха Ашенбреннера, который занимал должность "Inspizient fur Auslandisches Personal der Luftwaffe Ost" были организованы так называемые ВВС РОА. Причем немцы придавали этому исключительно пропагандистское значение, в то время как генерал Власов хотел видеть под своим командованием реальную силу. Командовать ВВС стал генерал √ майор Виктор Мальцев, бывший командующий ВВС СибВО, начальником штаба √ полковник Ванюшкин, командующий ВВС 20-й армии.
Формирование 1-го полка ВВС РОА (комполка полковник Байдак) началось в феврале 1945 года в Эгер (ныне Чеб) в Богемии и первые две эскадрильи были признаны боеготовыми в середине апреля:
1-я истребительная эскадрилья имени полковника Казакова (Jagdstaffel 5 "Oberst Kazakov"). Ею командовал майор ГСС Семен Бычков (служил в составе 482 иап, звание ГСС получил 2.9.1943). На вооружении состояло 16 Me 109G-10. Эскадрилья была названа в честь лучшего аса Российской империи периода Первой Мировой Александра Казакова (17 побед). После революции он примкнул к белому движению, служил в совместной русско √ британской эскадрильи и разбился 3 августа 1919 года.
2 √я бомбардировочная эскадрилья (Schlachtstaffel 8) под командованием капитана ГСС Бронислава Антилевского. Однако из-за господства советской авиации было понятно, что дневные вылеты были бы сущим самоубийством, поэтому вскоре (а именно 28 марта 1945 г) эскадрилью переименовали в эскадрилью ночных бомбардировщиков (Nachtschlachtstqffel). На вооружении 12 Ju 88.
Для многих будет шоком, что Герои Советского Союза служили во власовской армии. Однако стоит заметить, что эти награды были не политические, а вручали их за личное мужество, которое уважали по обе стороны фронта. Естественно, что ведомство Геббельса на всю катушку использовало тот факт, что награжденные высшими наградами СССР воюют в рядах ╚доблестной германской армии╩!
Попутно заметим, что Бычков и Антилевский сразу после того, как появились достовернее сведения о их переходе в стан врага были лишены этих наград и их фамилии вымараны отовсюду где только можно √ так, например их нет в капитальном двухтомнике ╚Герои Советского Союза╩, изданном в 1987-88 гг.
Кроме того, командование Люфтваффе передало необходимое количество самолетов для формирования еще нескольких подразделений ВВС РОА:
разведывательная эскадрилья (Aufklarungsstaffel), командир √ капитан Артемов. На вооружении предполагалось иметь три Fieseler Fi 156 и один фоторазведчик Messerschmitt Me 262 (!);
транспортная эскадрилья (Transportstaffel), командир майор Тарновский. На вооружении два Junkers Ju 52;
чебно-тренировочная эскадрилья (Ausbildungsstaffel) под командованием того же Тарновского. На вооружении два Ме-109, два Ju 88, два Fi 156, два По-2 и по одному He 111 и Do 17.
Однако близкое окончание войны помешало активному применению этой техники на фронте √ известен только один случай, когда самолеты 2-й эскадрильи ночных бомбардировщиков поддерживали наступление 1-й дивизии РОА против советской переправы в районе Эрленхоф 13 апреля 1945 года.
Отсутствие топлива приковало эти ВВС к земле до конца войны. По воспоминаниям оставшихся в живых национальная принадлежность самолетов ВВС РОА состояла из синих Андреевских крестов, которые наносились на фюзеляж и крылья. Но к сожалению, до сегодняшнего дня не найдено ни одной фотографии самолетов ВВС РОА.
Конец короткой истории ВВС РОА был трагическим. По соглашениям, заключенным на Ялтинской конференции в феврале 1945 года союзники передавали всех граждан СССР на родину. И когда отряды РОА пробивались в союзные зоны оккупации власти передавали их советским властям, а потом они попадали в НКВД, методы работы которого хорошо известны.
В последние дни апреля 1945 года капитан Антилевский подготовил один самолет для того, чтобы перевезти Власова в одну из нейтральных стран √ в Испанию или Португалию. Тут предполагалось провести переговоры с союзниками на высоком дипломатическом уровне. Однако Власов отказался от этого плана и попал в плен советским властям 12 мая 1945 года около Шлиссельбурга. Мальцев был захвачен американцами, но вскоре был передан Москве. После двух неудачных попыток самоубийства в лагере для интернированных лиц в Париже он был отправлен в столицу в мае 1946 года.
Двенадцать лидеров РОА (включая Власова и Мальцева) были повешены в Москве 1 августа 1946 года по приговору военного суда.
В заключении хотелось бы упомянуть и тех летчиках, которые добровольцами служили в Люфтваффе и были разбросаны по различным частям. В их числе было, например, несколько украинцев. Это были, как правило, либо эмигранты ╚первой волны╩, либо перешедшие к немцам пилоты Войска Польского. Согласитесь, фамилии Сишко, Киевский, Пьянчук, Олийнык говорят сами за себя. Кстати, Киевский и Олийнык дослужились до званий майора и должностей командиров эскадрилий. Так, Роберт Олийнык стал одним из первых немецких пилотов, сбивших советский самолет, произошло это 22 июня 1941 года, в 3 часа 58 минут. В 1944 году Олийнык был награжден Рыцарским Крестом и возглавил одну из первых частей, оснащенных реактивными самолетами. Всего за войну совершил 680 боевых вылетов и сбил 42 самолета; скончался в 1988 году в Мюнхене.
Автору известен также один советский летчик, который воевал в составе истребительной эскадры JG 27 √ это Константин Бензин, родом из Минска. Он погиб, летая на Bf.109, 11 декабря 1943 года в Голландии и по иронии судьбы был похоронен в Нийтап с надписью ╚Неизвестный германский солдат╩┘