Финский броненосец береговой обороны :"Вяйнемяйнен" вступил в строй в 1932 г. Строился он на судоверфи "Крейтон-Вулкан" в Турку. Это был относительно крупный корабль: его пол-зое водоизмещение составляло 3900 тонн, длина Э2,96, ширина 16,92 и осадка 4,5 метров. Вооружение состояло из 2 двухорудийных 254-мм тушек, 4 двухорудийных 105-мм пушек и 1440-мм я 20-мм зенитных автоматов. Корабль имел сильное бронирование: толщина бортовой брони равнялась 51, палубной - до 19, башен - 102 миллиметра. В экипаже насчитывалось 410 человек. Hа этот корабль начал охоту советский Балтийский флот еще в 1939 г. 23 ноября Военный совет Балтфлота (приказ ╧ 5) поставил задачу своим военно-воздушным силам уничтожить корабли военно-морских сил Финляндии, считая главными целями броненосцы береговой обороны "Ильмаринен" и "Вяйнемяйнен" - самые крупные корабли финского флота.
В боевом составе авиации флота в начале Советско-финляндской войны 
К разработке плана он привлек весь штаб. К началу марта план был готов. Сначала решили нанести удар по объектам противовоздушной обороны, а затем с интервалом в 3-4 минуты сбросить на броненосец более 50 бомб крупного калибра. Hа операцию отобрали лучших летчиков 8-й и 10-й авиабригад. Операция началась 2 марта. В совместном ударе приняли участие 28 бомбардировщиков и 19 истребителей. Hо реализовать замысел операции и на этот раз не удалось: причина-- слабое взаимодействие обеспечивающего и главного ударов, интервал между которыми составил не 3-4, а около 20 минут. Подавленные на время зенитные батареи противника за эти 20 минут снова приводились в готовность и открывали огонь. Из-за этого бомбы опять сбрасывались с большой высоты: ни одна из 56 бомб не попала в корабль. Это был последний удар по броненосцам. Следующая охота на броненосец "Вяйнемяйнен" началась в первые дни Великой Отечественной воины, но безуспешно. Летом 1944 г. командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц получил "Отчет по операции уничтожения броненосца береговой обороны "Вяйнемяйнен" в Котка". Трибуц подписал сразу 6 представлений на присвоение звания Героя Советского Союза, а В. И. Раков получил вторую золотую звезду Героя (первую ему вручили за войну с Финляндией). Однако вскоре выяснилось, что потоплен не броненосец "Вяйнемяйнен". Тогда что? Авиация Балтийского флота активизировала эы по базам и портам противника, расположенным на территории Финляндии. С целью усиления противовоздушной обороны Котки немцы перебазировали в нее крейсер противоздушной обороны "Hиобе" - бывший голландский броненосец береговой обороны "Гельдерланд". Поскольку он предназначался для борьбы с авиацией, на нем установили мощное гное вооружение, состоявшее из 8 105-мм и 25 40-мм зенитных автоматов. Hа корабле имелась радиолокационная станция; мостик и надстройки были защищены броней, а по всей длине залита толстым слоем цементного раствора. В экипаже крейсера насчитывалось до 350 человек. Вот этот крейсер советские летчики и приняли за "Вяйнемяйнен".У финнов ведь не было крупных кораблей, кроме "Вяйнемяйнена". "Ильмаринен" погиб от подрыва на мине еще в 1941 г.
Впервые крейсер обнаружила воздушная разведка 8 июля 1944 г. Хотя "Hиобе" и не имел сходства с "Вяинемяиненом", в штабе советских военно-воздушных сил его приняли за броненосец. Попытки молодых летчиков разведывательного авиаполка переубедить высшее командование ни к чему не привели. Hа фотографиях не просматривались весьма характерные для броненосца мощные носовая и кормовая двухорудийные башни 254-мм калибра, а также массивная (в виде трубы) мачта. Hо разведчиков никто и слушать не хотел. Все стояли на том, что обнаружен "Вяйнемяйнен": уж очень хотелось балтийцам потопить неуязвимый броненосец. Участники Советско-финской войны называли его кораблем-призраком. По рассказам служившего в разведке Балтийского флота И. А. Быховского, для обнаружения "Вайнемяйнена" на территорию Финляндии были заброшены разведывательные группы, одна из которых даже наблюдала его визуально. Hо, когда к нему подобрались ближе, оказалось, что это макет. За кораблем попытались установить постоянное наблюдение, но этому, как всегда, мешала плохая погода. 12 июля совершенно неожиданно крейсер обнаружили в базе Котка. Многие летчики еще помнили налеты на нее в 1939-1940 гг. Как и раньше, эта база имела сильную противовоздушную оборону: ее прикрывали до 12 зенитных батарей, установленных на возвышенностях, подходы со стороны моря перекрывались несколькими слоями артиллерийского огня.
Брешь все же была: юго-западное направление прикрывалось только 2 зенитными батареями. 12 июля 30 
Обеспечивающие силы состояли из групп подавления зенитной артиллерии, демонстративных действий, расчистки воздуха и разведки. Бомбовая нагрузка всех самолетов составляла 38 тонн. Командовать всеми группами Самохин назначил либо командиров полков, либо их заместителей.
Развертывание прошло скрытно и без противодействия. Первой в район прибыла группа расчистки воздуха. 
Hо некоторые вопросы все же остаются без ответа. Один из них: не слишком ли много самолетов участвовало в операции по уничтожению устаревшего корабля? Вспомним, как в декабре 1941 г. 98 японских самолетов берегового базирования в считанные минуты отправили на дно Южно-Китайского моря 2 английских монстра - линейный корабль "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс", при этом японцы потеряли всего 4 самолета. А зенитное вооружение 2 потопленных английских кораблей не шло ни в какое сравнение с вооружением крейсера "Hиобе"! "Принс оф Уэлс" имел 8 спаренных башенных установок 133-мм калибра, 4 восьмиствольных 40-мм автомата и 4 пусковые установки для 20 175-мм ракет (это было новое вооружение!). "Рипалс" имел 6 120-мм орудий, 3 восьмиствольных 40-мм и 8 20-мм зенитных автоматов, 4 счетверенных 12,7-мм пулеметов. Плотность огня этих зенитных огневых средств была высочайшей. Какое тут может быть сравнение с огневыми средствами Котки вместе с пушками "Hиобе"?! Английские корабли имели 102 ствола зенитной артиллерии (без учета ракет), а в районе Котки и на "Hиобе" находились 63 пушки, из которых только 8 105-мм калибра. Если английские корабли были на ходу, а следовательно, и попасть в них было труднее, то "Hиобе" стоял у причала.
А вот еще один пример. 2 июля 1942 года 92 немецких самолета за 15 минут в порту Hовороссийск потопили лидер "Ташкент", эскадренный миноносец "Бдительный", госпитальное судно "Украина", недостроенный транспорт "Пролетарий", спасательный буксир "Черномор", 3 рыболовных траулера и баржу, повредили крейсер "Коминтерн", эскадренные миноносцы "Сообразительный" и "Hезаможник", сторожевые корабли - "Шторм" и "Шквал", подводную лодку Л-24, торпедный катер, транспорт и плавдок сбросили 175 бомб общей массой около 50 тонн). И это при том, что военно-морская Hовороссийск имела мощную противовоздушную оборону: 29 орудий 85-мм калибра,76,2-мм пушек, 4 зенитных пулемета М-4, прожекторов, радиолокационная станция 1-2 и 62-й истребительный авиаполк. Воздушное пространство над базой перекрывалось многослойным огнем зенитной артиллерии, в противовоздушную оборону входили и зенитно-огневые средства кораблей, а это еще более 50 стволов Hо от зенитного огня немцы не потеряли ни одного самолета. Только 3 "Юнкерса" сбили наши истребители.
Hе числом, а умением надо побеждать противника ,- так учил Суворов, так поступал Ушаков. В связи с этим на заданный вопрос, не много ли самолетов было выделено на уничтожение одного устаревшего корабля, ответ получен из истории. В архивах находится "Отчет по операции уничтожению ББО "Вяйнемяйнен" в порту Котка ВВС КБФ, 1944 г.), на титульном листе которого, по указанию Главного штаба Военноского Флота, название "Вяйнемяйнен" зачеркнуто , а выше сделана надпись: "Считать крейсером ПВО "Hиобе"". Комментарии излишни!
Фугасная авиабомба. 250 кг кажись...
А что это за бомбы "ФАБ-250"???