Лабиринты и их тайны

2009-06-28 19:54 9311 Нравится 14

Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт".

Исследователь Майкл Эртон

Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят,

запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них

оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять

хотя бы такое; войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может

лишиться жизни.

Существует много

историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если

выход был близок, какая-то неведомая сила возвращапа жертву к исходной

точке... Лабиринт отказывался отпускать своих гостей...

Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его

переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же

впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с

ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы "украшали"

человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.

В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он

защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему.

Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт

является символическими вратами.

Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в

каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник,

высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века,

превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных

вокруг центра.

Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене

усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум

четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные

сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов,

меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления

человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека

необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и

тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на

самом деле далек от «первоисточника». Большинство древних

«классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне

определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой,

ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней

петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе

Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с

изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст

которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в

турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.

Египетский лабиринт

Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Ка-рун,

расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каир. Он был

построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное

высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же

подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч

квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные

помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и

крокодилов - священных в Египте животных.

Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие

или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь

сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много

легкомысленных вошло в эту дверь и не вышло из нее. Это бездна, которая

возвращает назад лишь смелых духом.

Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой

запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы

найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак,

а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук,

похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили

ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне

выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних

манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно

обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

Критский лабиринт

Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия

египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот

лабиринт афинский скульптор Дедал.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и

отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен

окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное

иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о

древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.

Артур Эванс вел раскопки почтм 30 лет и раскопал не город, а дворец,

равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский

лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс.

квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей,

соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов.

Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом

архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал,

что вошел в лабиринт, гранитный исполин в это время начинает вытягивать

жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время

в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.

По легенде в Критском лабиринте обитал Минотавр - человек с головой

быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей.

Страшный обряд прервался благодаря храброму Те-сею, который осмелился

войти в лабиринт и уничтожил чудовище.

Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте

все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала

фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в

этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки

ли это жертв минотавра?

Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.

В городе Помпеи, погибшем в результате

извержения Везувия в 79 году н. э., тоже находилось два лабиринта. Один

из них, "Дом с лабиринтом", известен удивительным мозаичным полом, на

котором изображена борьба Тесея с Минотавром.

Мальчики в Римской империи играли в

лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так

закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в

лабиринте на ночь. Выживет - станет настоящим воином. Хочется отметить,

что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что

закалка у юных центурионов была еще та.

Были свои лабиринты в Индии - в храме Хапебт

в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и

даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от алых

духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход з

дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.

В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится

более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными

рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе

хороший улов и счастливое возвращение.

В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких

островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000

насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня.

Большинство из них относится ко 11-1 тысячелетиям до н. э. До сих пор

эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На

них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные

растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.

В Европе особенное распространение получили

лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в

виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга

диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные

дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.

- С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках

церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали

неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был

пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья

налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам,

и называлась "дорога в Иерусалим".

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта

постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ

тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в

христианской философии и архитектуре становится метафорой материального

мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром —

Сатаной.

В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать

только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру.

Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его

дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится

лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового

христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх

концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы

лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической

конфигурации.

Именно в этот период подобные изображения появляются на полах

церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными

камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов

в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из

них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра,

сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных

лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые

из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи.

Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий

в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра,

Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути

в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для

большинства верующих поход на Святую землю был невозможен,

и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный

лабиринт на коленях, читая молитвы.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные

изменения с расширением представлений человека о мире. Великие

географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения

о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии

лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают

лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только

по одной, раз и навсегда проложенной дорожке.

На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами

проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и

тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью

многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное

развлечение для аристократии.

Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным

вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из

Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском

саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в

1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы

Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг

отыскать выход.

Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло

в Великобритании, превратившись в один из национальных символов

королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в

Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По

старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в

саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает

извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в

Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более

усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий.

Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают

захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на

сообразительность и удачливость.

Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его

происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не

смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру

затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был

подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны

для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов,

подземных ходов муравейников.

Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и

извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти

геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль

его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических

колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и

распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд

исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к

возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения,

что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека

изобразить сложное движение солнца и планет.

История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно

бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к

неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в

лабиринте.

Суеверия из лабиринта

- В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так,

индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и

сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей,

корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их

узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и

Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду,

чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань

для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают

лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят

исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но.

Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у

человека семь лет жизни.

- Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.

- В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.

- Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.

- Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на

себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со

своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.

- В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут

начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.

- Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти

выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.

- Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.

Комментарии (1)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Если бы в ближайший день состоялись выборы Президента Украины, кому отдали бы свой голос?

ГолосоватьРезультатыАрхив
Реклама
Реклама