Виктор Кленкин. Людогощинский крест - символ и история.

2009-12-24 23:56 2 636 Нравится 2

МИРОВОЕ ДЕРЕВО

Люди, в силу своей способности мыслить, уже в глубокой

древности пытались объяснить окружающий их мир и осознать свое в нем

место. И постепенно Вселенная, внутри которой человек на равных

сосуществовал с другими обитателями: животными, птицами и растениями,

оказалась наполнена легендами и мифами о сотворении и усройстве мира, о

богах, повеливающих стихиями, и сказочных героях древности. Эти истории

не были научны в современном представлении, но они олицетворяли

народную мудрость, формирующую развитие целых цивилизаций.

Древние славяне-язычники представляли Вселенную в виде

огромного космического яйца, в котором Земля-желток, поделена на

"Верхнюю" часть - живой мир и "Нижний" мир - ночную страну. А разделяет

эти части "Океан-море", плоская прослойка воды, над которой "Верхний" и

"Нижний" миры возвышаются как острова. Землю окружает девять небес,

каждое имеет свое предназначение. В них находятся Солнце, Луна, звезды,

тучи и ветры. А седьмое небо - это прозрачное дно "Мирового Океана"

единой "энергетической" системы, окружающей оба земных "мира". Именно

он является, по представлению славян-язычников, источником живительных

дождей и постоянного возрождения жизни.

"Нижний" и "Верхний" миры, и все небеса, связаны между

собой огромным Мировым Деревом, взбираясь по которому, можно попасть на

любой уровень Вселенной. В древнем религиозном веровании дерево

является воплощением священных, не объяснимых практическим жизненным

опытом сил, дающих ему возможность расти вертикально к небу и корнями в

глубину, в "нижний" мир. А теряя каждый год листву - обретать ее вновь

и вновь, возрождаясь к жизни. По представлениям наших предков оно

обладало сверхъестественной силой, обусловленной сверхчеловеческими

способностями.

Древним славянам такое дерево казалось похожим на дуб,

на ветвях которого созревают семена всех растений мира, а в ветвях на

седьмом небе, окруженные энергетическим "Мировым Океаном", живут

прародители всех животных и птиц. Это чудесное место они называли

"ирием" или "вырием" и отголоском от этих древних верований сейчас

звучит слово "рай".

В качестве символа Мирового Дерева, сквозь крону

которого видны звезды и солнце, славяне выбирали в девственных лесах

огромные раскидистые дубы и, объявив такие деревья священными,

совершали под их сенью свои обряды. С приходом христианства отголоски

этих верований еще долго будоражили души людей, соседствуя с верой в

Христа.

КРЕСТ

Издревле на Руси устанавливали монументальные кресты.

Традиция эта, наверное, берет свое начало с момента прихода на тогда

еще языческие земли древних славян первых христиан-миссионеров. Пытаясь

вести свою новую паству по пути "истинной" веры, эти миссионеры

использовали специфику, рожденную местными верованиями. И, очевидно,

первое, с чего они начинали свою деятельность учитывая местный

менталитет, - поиск места, удобного для проведения религиозных служб. И

на первых порах, для обозначения такой "священной земли" воздвигались

кресты и часовни. Народное былинное творчество донесло до наших дней

отголоски того времени:

"… Глубоки омуты днепровские,

Чуден крест Леванидовский."

Архимандрит Макарий в середине ХІХ в., исследуя

подобного рода религиозные древности, указывал, что не выдающимися

размерами, но связаными с ними чудесами и преданиями знамениты стали

эти кресты. Кресты на Руси, по классификации Г.И. Матюшкиной,

разделились на памятные, обетные (поклонные или иконные) и намогильные.

Одним из самых выдающихся памятников истории является

знаменитый Людогощинский крест, воздвигнутый в 1359 году в Новгороде.

Изготовленный из сосны, широко распространенной в тех местах и легко

поддающейся обработке, он имеет высоту 2 м 30 см, являя редчайшее

творение человеческих рук из такого недолговечного материала, дошедшее

до наших дней. Но кроме этого, и сама форма креста невероятно

своеобразна и выходит за рамки религиозного канона. Это взлет фантазии

мастера-резчика, воплотившийся в такую многозначительную форму-символ,

что поняв ее современный человек соприкоснется с духовным миром и

своеобразием мышления наших предков. Вместе с тем, Людогощинский крест

тесно связан с событиями того далекого времени.

СИМВОЛИКА КРЕСТА

Исходной формой Людогощинского креста является крест

внутри круга. Такая символика ассоциируется с нимбом или терновым

венцом (А.А. Спицин). В восточно-христианской иконографии подобная

форма креста приобрела более широкий смысл. Согласно Павлу Ноланскому,

круг около креста означает небесную сферу, указывая на всеобъемлющее

космологическое значение креста. Это предположение косвенно

подтверждают и присутствующие в композиции некоторых распятий

изображения солнца и луны.

Но форма именно Людогощинского креста максимально

выражает эту идею. Все его четыре лопасти слились друг с другом,

образуя единый "космос"-круг, и образ осеняющего этот мир креста

угадывается лишь потому, что в этом круге сделано четыре отверстия. Эти

отверстия еще более подчеркивают доминанту (главенствующее значение в

композиции креста) круга - символа вселенной. В отличие от других

крестов подобного типа, воспроизводящих круг, новгородским мастером

внутри круга воспроизведен крест. Но простая форма круга усложнена

отходящими снаружи завитками и многочисленными небольшими крестиками

(общим числом 26, до наших дней сохранилось 17), украшающими все

окружности, из которых состоит крест. Это придает монументальному по

сути предмету ощущение ажурности, легкости.

На высоком столбообразном основании, ассоциирующимся со

стволом, раскинулась крона дерева, дополнительное сходство с которой

придает затейливая резьба, покрывающая, как листва, всю лицевую сторону

креста. И среди этого пышного декора, как диковинные плоды, размещены

круглые образки с изображениями святых. Такая композиция креста

показывает связь (возможно на подсознательном уровне) с верованиями

языческими, уже в то время ушедшими в далекое прошлое, но оставшимися в

народной памяти. Этот крест - "Мировое Дерево" - космологическая

концепция язычества, воплощенная в христианской символике.

ИСТОРИЯ КРЕСТА

"В лето 6867 индикта 12 (1359 год) поставлен бысть

крест си. Господи Иисусе Христе помилуй вся христьяны на всяком месте

молящеся тобе верою чистым сердцем и рабом Божиим помози поставившим

крест си людгощичам и мне написавшему…". А далее вместо имени резчика

идет непонятный набор букв и каких-то знаков.

Прежде всего, на чьи средства и чьим желанием был

поставлен этот крест? В древности Новгород имел самоуправление и

делился на пять районов - "концов", как говорили тогда. Каждый из

концов имел своего старосту и свое "Вече" (народное собрание, на

котором решались насущные вопросы) и был поделен на две "сотни",

предоставляющие определенное количество ополченцев в новгородское

войско в случае его формирования. А эти "сотни" объединяли ряд улиц в

Новгороде, жители которых были связаны общим делом, как было это во

всей средневековой Европе. Были улицы Щитная, Красильницкая. Была среди

них и улица, называемая Людогощей, жители которой предоставляли

временный приют "гостям" - путешественникам и купцам.

По какому-то случаю и решили жители этой улицы,

людогощичи, установить крест. При этом, не пожалев денег, захотели они,

чтобы был он роскошный, не похожий на другие. С таким заказом

обратились они к мастеру-резчику, и он с честью его исполнил.

Установили этот крест жители наверняка на своей улице, чтобы постоянно

видеть это великолепие и чтобы благодать этого креста опустилась на их

улицу. А кроме этого и многочисленные "гости" разносили рассказы о нем

далеко за пределы Новгорода, что, конечно, наполняло сердца людогощичей

гордостью за свою улицу.

Интересен набор образов святых, вырезаный на лицевой

плоскости креста. Каждый из них расположен в кружке. Образки эти

различных размеров и скомпонованы по вертикальным и горизонтальным

линиям креста. Изображения включают в себя святых, наиболее почитамых

людьми населявшими древний Новгород.

По вертикали (сверху вниз) изображены: 1) Христос, 2)

Распятие (в большом круге), 3) Флор и Лавр, 4) Христос на троне, 5)

Чудо св. Георгия о змие, 6) Козьма и Дамиан.

По горизонтали (слева направо): 1) пророк Илья в

пустыне, 2) Богоматерь на троне, 3) Иоанн Предтеча на троне, 4) чудо

Федора Тирона о драконе (в самом большом круге).

По окружности (по часовой стрелке): 1) два воина

(возможно св. Борис и Глеб), 2) архангел Михаил с копьем, 3) Федор

Тирон, ведущий свою спасенную мать, 4) Герасим со львом, 5) Симеон

Столпник, 6) архангел, 7) Самсон, раздирающий пасть льва, 8) Федор

Стратилат.

Такое многообразие святых не случайно. Когда крест

заказан всем миром, всей улицей, вполне естественно, что в качестве

святых покровителей избраны персональные покровители заказчиков, чьи

имена они носили. При этом обращает на себя внимание, что "чудо Федора

Тирона" помещено в самом большом круге, и вторая его иллюстрация дана в

еще одном, меньшем круге. Второе по величине изображение святого - это

"чудо Георгия о змие". Но они не занимают центрального места, находясь

в череде других святых. Это заставило предположить (Г.К. Вагнер), что

некие Федор и Георгий были главными заказчиками, внесшими наибольшие

суммы денег.

Впоследствии крест этот был перенесен в церковь Флора и

Лавра в том же Новгороде, где для придания ему большей "красоты" и

оберегая материал от разрушения, дерево методично окрашивали, нанося

время от времени слои краски. К началу ХХ века скрытые таким образом

надписи на кресте читались с трудом и не полностью. После революции

Людогощинский крест был помещен в музей, из которого во время

Отечественной войны его, вместе с другими национальными сокровищами,

немцы вывезли в Германию. По окончании войны он был возвращен и

отреставрирован под руководством ученого-реставратора Ф.А. Мадорова в

государственных научных реставрационных мастерских. Были удалены

многочисленные слои масляной краски и укреплена начавшая разрушаться от

времени древесина. В результате этой кропотливой работы крест приобрел

первозданный свой вид и появилась возможность соприкоснуться с тайной

его создания.

ТАЙНА ЛЮДОГОЩИНСКОГО КРЕСТА

Помните, вместо подписи мастера под посвятительной

надписью стоит непонятный набор букв и знаков. Почему мастер, изготовив

такой заказ, побоялся оставить свое имя? В те времена во многих странах

Европы, и на Руси в том числе, стали возникать народные религиозные

движения, противоречащие духу официальной церкви. Церковь объявляла

последователей таких движений еретиками и преследовала их с крайней

жестокостью. В Новгороде также возникла одна из таких ересей, и ее

последователи назывались "стригольниками", потому что во главе учения

стоял цирюльник или, как тогда говорили, "стригольник" Карп. Он

сочинил, как о том говорится в официальном документе "…писание книжное

на помощь ереси своей", в ктором обвинил попов и монахов в отходе от

праведной, богоугодной жизни. "Сии учители пьяницы суть, ядят и пьют с

пьяницами и взымают…злато и серебро…от живых и мертвых," - указывал

Карп на официальные церковные обряды, обязательные от рождения до

смерти, за которые церковь принимала плату. В связи с этим

"стригольники" отвергали посещение церквей, в которых только и возможно

было, по уверениям официальной церкви, обращение к Богу. "Молиться

можно везде, лишь бы сердце было чисто…", - говорилось в писании Карпа.

Популярность "стригольников" в Новгороде была велика, и праведный их

образ жизни заставлял говорить о них, что "…сии не грабят и имения не

забирают".

Вспомним строки посвятительной надписи, вырезаной на

кресте: "…помилуй вся христьяны на всяком месте молящеся …", то есть не

обязательно в церкви. И в связи с этим становится понятным, почему на

кресте нет изображения святых Петра и Павла - главных столпов

христианской церкви. А изображены на нем те святые, которые обращались

к Богу без посредничества церкви, самостоятельно. Так что, скорее

всего, люди, поставившие этот крест, были еретиками - "стригольниками".

Они преследовались официальной церковью, а в 1375 году главарей этой

ереси, в том числе и Карпа, отлучили от церкви и казнили. Поэтому

понятно нежелание мастера подписываться под этой работой.

Но все же, что это за знаки, оставленные резчиком вместо своей подписи? Их тайну разгадал известный историк Б.А. Рыбаков.

ТАЙНА МАСТЕРА

Борис Александрович Рыбаков обратил внимание на

сочетание пар букв в тайнописи. Среди них есть одинаковые: І І, АА, СС,

и т.д. Зная о цифровом значении букв в старославянском языке, ученый

составил таблицу, в которой сумма пар цифр давала значения,

соответствующие другим буквенным значениям:

ФУ...500...400...900...Я

ІІ...10...10...20...К

МЛ...40...30...70...О

АА...1...1...2...В

СС...200...200...400...У

РР...100...100...200...С

ЛК...30...20...50...Н

СС...200...200...400...У

ТС...300...200...500...Ф

ГВ...3...2...5...Е

ВВ...2...2...4...Д

МЛ...40...30...70...О

РР...100...100...200...С

МЛ...40...30...70...О

АА...1...1...2...В

СС...200...200...400...У

Так непонятный набор букв превратился в надпись: "… и

мне написавшему - Якову сну Федосову". Маленькая точка между "С" и "Т"

в первоначальной надписи стоит в начале слова "Федосову". А "сну" - это

древнерусское написание "сыну", в котором пропускались некоторые

гласные. "Федосов" же - это отчество резчика, ведь в то время еще не

было фамилий. Так, по прошествию столетий было расшифровано имя

мастера, оставившего свой яркий след в русском искусстве не только

своим умением создавать на дереве яркие образы, но и умением подходить

к своей работе нестандартно, опираясь на мудрость народных легенд и

символов.

Людогощинский крест - редчайшее и неповторимое

произведение древнерусского искусства исполненное в дереве, и, несмотря

на недолговечность материала, дошедшее до наших дней. И, возможно,

где-нибудь в Украине, на территории которой начиналась древнерусская

государственность, также хранятся памятники искусства далекого

прошлого. Они могут нести в себе тайну, разгадка которой, возможно,

приблизит и позволит лучше понять духовный мир наших предков!

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы уже переболели COVID-19?

Реклама
Реклама