Александр МОЙСЕЕНКО, Зеркало Мира.

2009-12-24 23:40 579 Нравится 4

Военно-историческое Движение, ролевое моделирование,

историческая реконструкция, историческое фехтование, толкиенизм... и

еще много наименований носит тот феномен, который нас интересует в его

различных аспектах. К этому Феномену относятся как историческая, так и

литературная реконструкция, свойственный им диалог времен и культур.

Нас интересует то место, которое занимает Движение в обществе и

государстве, и, конечно же, человек, принимающий в этом

непосредственное участие, человек как субъект Движения.

Впервые столкнувшись с людьми в кольчугах и с оружием

времен прошедших, многие ощущают недоумение, некоторые даже пытаются

обвинить их в уходе от "реальности" и в несерьезности. Казалось бы,

зачем людям заниматься "играми", устраивать турниры, драться на дуэлях,

защищать честь дамы, штудировать историю, реконструировать оружие,

тренироваться для боев и походов и заниматься прочими непонятными

обывателю занятиями? Ответ непрост, потому, что данный культурный

Феномен имеет множество граней, и каждый человек проходит эти грани по

своему, только ему свойственному маршруту.

В основе Движения лежит воссоздание (реконструкция) тех

или иных исторических или литературных событий с целью

непосредственного участия в моделируемых условиях и руководства оными

на основе выбранной роли.

В общих чертах ВИД представляет собой субкультурное

течение, объединяющее широкую аудиторию людей самых различных возрастов

и профессий на основе общих потребностей и целей и во имя собственных

интересов. Отличительной чертой ВИД от других форм общественных течений

является создание и погружение в искусственно созданные условия, "иную

реальность", что многими сторонними по отношению к Движению

наблюдателями интерпретируется как бегство от реальности.

Конечно же, такая ложная форма понимания происходящих в

Движении процессов порождена в первую очередь "отстраненностью"

наблюдателя, непониманием механизмов функционирования человеческой

психики и, наконец, обыденностью мышления...

При этом игнорируется как присутствие в Движении

большого количества образованных людей - ученых, специалистов, так и

сам факт широкого размаха и развития Движения в настоящее время, его

международный уровень. Здесь не место для дискуссий того рода, в

которых на протяжении многих сотен лет пытаются определить степень

"реальности" реального мира. Участие же в моделировании альтернативной

реальности носит в большинстве своем позитивный характер и, как

правило, способствует развитию творческой мысли...

Так или иначе, для каждого человека существует своя

реальность и это не повод к постановке диагноза до тех пор, пока

существует общая реальность языка, предоставляющая нам возможность

сосуществовать в обществе и понимать друг друга. В упрощенной

интерпретации - все мы актеры и каждый играет те или иные роли на

протяжении всей своей жизни.

Если посмотреть на Движение с точки зрения социальной,

то очевидно существование в культуре своего рода "ниши", в которой

желающий имеет возможность всесторонней реализации собственного

потенциала.

Эта возможность востребована подрастающим поколением

как альтернатива канувшим в лету пионерским и комсомольским

организациям и некоторым современным формам уличных объединений.

Молодой человек получает возможность развиваться во многих

направлениях. Это и физическая подготовка - ибо без нее невозможно

принимать участие в практической реализации военно-исторической

реконструкции. Это и интеллектуальная подготовка - особое место в

Движении занимает изучение истории и литературы, а также фольклора,

традиций разных времен и народов, мифологии, медицины, военного дела,

экономики, политики и др. Приобретаемые при этом знания не являются

предметом академического интереса, а находят сферу применения, как в

Движении, так и в жизни. Таким образом ВИД позволяет человеку

непосредственно ощутить "ткань" истории, стать "участником" тех или

иных исторических событий и осознать, в итоге, свое место в жизни.

Одновременно происходит эстетическое и этическое

становление человека. Погружаясь в ту или иную эпоху или сюжет, человек

знакомится с идеалами подлинно прекрасного и возвышенного в

практической деятельности и поведении. Воссоздаются утраченные

приоритеты благородства и мужества, служения делу....

В чести мужество, самоотдача, бескорыстность, что порой

вытесняется мелочной корыстью и эгоизмом современного потребительского

общества. Отдельно стоит отметить нравственную сторону ролевых игр -

человек соприкасается с различного рода нравственным категориям

(добро-зло, плохо-хорошо...), что в дальнейшем помогает ему

сформировать свой нравственный идеал на основании собственного выбора,

а не следовать слепо навязываемым ему взглядам и вкусам.

Позитивным моментом Движения является также

восстановление утраченного образа героя-защитника, патриота Родины,

возрождение идеалов забытых праздников, которые веками формировали

народность, и затерявшихся в круговерти быта потребительского общества.

В Движении не осуществляется интерпретация исторических фактов с теми

или иными сомнительными целями, а реализуется попытка достижения

исторической достоверности.

Большая роль в Движении отводится прикладной стороне -

конструированию тех или иных моделей оружия, доспехов, одежды,

предметов быта и т. д. как исторически достоверно (вплоть до

технологии), так и творчески. Эти практические навыки важны еще и тем,

что зачастую условия для развития прикладных способностей отсутствуют

вообще или ограничены курсом трудового обучения в учебных заведениях и

участием в немногочисленных специализированных секциях. Умения и

навыки, приобретенные в Движении, человек переносит в свою повседневную

жизнь, и имеет, как говорят, "золотые руки".

Одной из наиболее творческих составляющих Движения

является театрально-актерская деятельность, занимающая центральное

место в реконструкции и заключающаяся в создании и реализации того или

иного персонажа, роли.

Этот аспект позволяет широко применять и развивать свой

творческий потенциал, используя и осваивая средства поэзии, музыки и

хореографии, совершенствуя актерское мастерство и искусство владения

речью. Это, не только способствует глубокому познанию своей личности и

ее ресурсов, но и имеет к тому же терапевтическое действие, создавая

возможность выхода за рамки своего обыденного "Я" и взгляда на свою

личность со стороны. Ролевые игры к тому же - известное средство

психотерапии и развития, применяемое психологами, психотерапевтами,

педагогами, субъектами театральной деятельности. Достаточно вспомнить

такие методы как игротерапия, сказкотерапия, библеотерапия и, конечно

же, арт-терапия.

Хотелось бы отметить тот, несомненно, позитивный

фактор, что в моделируемых условиях у человека появляется возможность

заниматься самоопределением и активным построением собственного образа

"Я" с последующим практическим использованием его в полевых условиях.

Человек в моделируемых условиях может определяться в

той позиции, которую он по ряду причин, внешних и внутренних, не может

занимать в "реальном мире" и, получив практический опыт ее

осуществления, имеет возможность переносить полученные навыки

деятельности и поведения в жизненную, повседневную практику.

Участвующий в Движении сам выбирает роль, позволяющую ему реализовать

его потребности в самовыражении и творческой самореализации в различных

формах. К тому же в условиях игры человеку легче преодолевать трудности

развития и самоосуществления. Здесь открыта лестница к постоянному

восхождению на более высокий уровень мастерства и возможностью

испытания на прочность своей позиции.

В жизни, кроме театральной деятельности, пожалуй, и нет других, столь же эффективных, форм приобретения столь ценного опыта.

Остановимся подробней на этом, несомненно, важном

аспекте. Человек, который отыгрывает персонаж, несомненно, обязан быть

готовым к тому, что от него потребуется постоянное развитие и

совершенствование тех или иных сторон или качеств личности.

Играя, человек учится формировать и реализовывать

избранную роль и проходит различные стадии ее воплощения. Важной

стадией игры является возможность моделирования момента рождения и

смерти. Здесь человек в безопасных условиях может соприкоснуться с

этими базовыми экзистенциалами и, вероятно, выйти на более высокий

уровень понимания границ собственного существования, конечности

человеческого бытия.

Но самой важной стороной участия в Движении, пожалуй,

является отсутствующий в современных условиях момент инициации, что

предоставляет возможность человеку, постоянно совершенствуя и испытывая

свое "Я", постепенно выйти на качественно новый уровень осуществления и

осознания собственных возможностей. Молодой человек в моделируемой

реальности знакомится с различными элементами взрослой жизни, осваивая

те или иные уровни соотношения прав и обязанностей и осознавая

соответствующий им уровень ответственности. Движение предоставляет

возможность побыть и политиком, и финансистом, и управленцем, и воином,

и хранительницей рода...

Нам кажется несомненным тот факт, что подобный опыт

может производить среди прочих и терапевтический эффект - от

проигрывания и объективации скрытых комплексов и проблемных зон "Я", до

решения проблем адаптации и ремиссии. Важным является и аспект

формирования и коррекции самооценки и уровня притязаний. ВИД

предоставляет возможность в социально одобряемой форме реализовать

определенную степень агрессивности, снижая тем самым общий уровень

агрессии, которой так полон современный мир, и, главное,

гармонизировать свое как психическое, так и физическое, состояние.

Весь же спектр того, что может предоставить человеку

ВИД в плане его психологического и психического осуществления, раскрыть

в рамках небольшого эссе не представляется возможным, ибо Движению

свойственны крайне обширный характер осуществления и инвариантов

индивидуальной специфики.

Нельзя обойти стороной и несомненный факт создания в

структуре Движения благоприятного поля для общения вообще и расширения

границ оного в частности. На Играх собираются люди из различных

регионов и стран, с различных континентов. Во время Игр происходит не

только культурный обмен на уровне участников, но и диалог культур:

горизонтально - в современном аспекте, и вертикально - посредством

самой реконструкции. Расширение круга общения на основе современных

средств коммуникации позволяет Движению стремительно развиваться.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы уже вакцинировались от COVID-19?

Реклама
Реклама