Возвращение рыцарства

2009-12-24 14:59 387 Нравится 4

Борис Хомичев

1846

год. Рихарду Вагнеру 33 года. Пережив крушение надежд и неожиданный

триумф, он жаждет преобразований. Мечты о новой опере, о новом

искусстве, способном изменить человека к лучшему, приводят его в мир

древних мифов и легенд. Он почти живет в Национальной библиотеке среди

средневековых манускриптов. И в героях эпосов и рыцарских баллад видит

своих современников — такими, какими они должны быть!

Он очарован

старинной легендой о рыцаре-лебеде. Столетиями ходила она по Европе,

вдохновляя трубадуров и миннезингеров, и те слагали сказания о

рыцарском пути, о Братстве рыцарей, живущих в небесной стране, и о его

посланниках, всегда готовых прийти на помощь людям, встать на защиту

чести и справедливости. Когда же открывается их тайна, верные

священному обету, они возвращаются на свою родину в лебединой ладье.

Из-под

пера композитора начинает рождаться музыка, какую никто раньше не

слышал, — бесконечно льющаяся, наполняющая светом и внутренней силой.

Охваченный необычайным вдохновением, он за несколько дней пишет план

оперы, объединяя многие легенды в одну — историю о Лоэнгрине, сыне

Парсифаля.

Принцесса

Эльза, оклеветанная, обвиненная в убийстве брата и ждущая приговора,

видит во сне прекрасного юношу в серебряных латах, пришедшего спасти

ее. Утром на суде, по старинному обычаю, король вопрошает, найдется ли

рыцарь, готовый в поединке заступиться за нее. Никто не осмеливается, и

отчаявшаяся Эльза говорит о рыцаре из сна. Вдруг перед изумленной

толпой появляется ладья, влекомая лебедем, а в ней — тот самый рыцарь!

Он вступает в поединок и побеждает клеветника, благородно даруя ему

жизнь. Справедливость в королевстве восстановлена, и вот уже назначена

свадьба Эльзы и прекрасного незнакомца. Он просит только об одном —

чтобы девушка не спрашивала, кто он и откуда. Но яд сомнений все же

проникает в сердце Эльзы. Нарушив клятву, данную рыцарю, она все-таки

задает роковой вопрос… Вновь появляется лебединая ладья: расставание

влюбленных неизбежно. На прощание Лоэнгрин открывает перед всеми свою

тайну — он поет о загадочной стране Монсальват, о своем отце Парсифале,

о Братстве рыцарей и их миссии…

В судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел

и свою собственную судьбу. Судьбу Художника — нести людям свет, идеалы

любви и справедливости, зная, что обыватели не поймут и не примут. Но

он верил в силу Искусства исцелять и очищать души людей. «Я писал

музыку к „Лоэнгрину“ и как будто набрел на источник живой воды среди

пустыни; „Лоэнгрином“ я как бы расставался со своим прошлым и намечал

новый мир в будущем, мир, рисовавшийся все более и более как прибежище

от пошлости современного театра и оперы».

На одной из постановок

«Лоэнгрина» побывал принц Людвиг Баварский. Он вырос и был воспитан в

атмосфере рыцарских легенд и преданий старины, а Лоэнгрин был его

любимым героем. Музыка потрясла Людвига! В то время Вагнер был на грани

отчаяния, ни одно из его усилий не увенчивалось успехом, к тому же он

вынужден был скрываться от преследования властей за участие в

революции. Но он не переставал верить, что судьба поможет ему…

Вскоре

молодой Людвиг стал королем Баварии. Первое, что он сделал, — разыскал

автора «Лоэнгрина». И сам, словно Лоэнгрин, пришел на помощь

композитору, которого почитал. Он пригласил Вагнера в Мюнхен, стал его

соратником и покровителем. Вместе они мечтали о новых временах, о новых

рыцарях, о новом искусстве. Вагнер продолжил сочинять «рыцарские» оперы

и построил специально для их постановок в Байройте театр — театр своей

мечты. А Людвиг стал строить чудо-замки, и один из них — удивительный

Нойшванштайн, «Новый лебединый утес». Внешне замок напоминает лебедя, а

внутри расписан сценами из рыцарских легенд. Но не для короля и свиты,

не для людей предназначался этот замок. Там должны были поселиться

мечты! Чтобы в каменной лебединой ладье отправиться дальше во времени,

даря тем, кто ищет и ждет, надежду, что Рыцари вернутся.

Композитор и произведениеСкачать
Вагнер «Лоэнгрин». Вступление к опере.
Вагнер «Лоэнгрин». Акт 1. Прощание Лоэнгрина с лебедем.

«…Теперь плыви, о лебедь мой.

Наш путь далекий по морям

Сверши опять с твоей ладьей…

В час радости вернись ты к нам

И свято долг исполни свой.

Прощай, прощай, о лебедь мой!..»

Вагнер «Лоэнгрин». Вступление к 3 Акту. Свадебный марш.
Вагнер «Лоэнгрин». Акт 3. Братский хор.

«Благ наш господь, он сохранит

Ваше согласье и вашу любовь!..»

Вагнер «Лоэнгрин». Акт 3. Рассказ Лоэнгрина о Монсальвате.

«В краю святом, в далеком горнем царстве,

Замок стоит – твердыня Монсальват…

Там храм сияет в украшеньях чудных,

Что ярче звезд, как солнце дня, горят.

А в храме том сосуд есть силы дивной,

Как высший неба дар, он там храним, -

Его туда для душ блаженных, чистых

Давно принес крылатый серафим.

Из года в год слетает с неба голубь,

Чтоб новой силой чашу наделить:

Святой Грааль – источник чистой веры,

И в чаше искупленье он несет.

Кто быть слугою Грааля удостоен,

Тому дарит он неземную власть,

Тому не страшны вражеские козни:

Открыто им зло, враг черный должен пасть!

И если рыцарь послан в край далекий

За правду, честь и верность в бой вступить,

Он и там силы Граля не теряет,

Лишь имя в тайне должен он хранить…

Так чист и свят источник благодати,

Что верить должен смертный человек;

А если в вас сомненье зародится,

Посол небес тотчас уйдет навек.

Итак, вы тайну знать мою хотели!

От Грааля рыцарь к вам сюда пришел:

Отец мой – Парсифаль, богом венчанный,

Я – Лоэнгрин, святыни той посол!»

Вагнер «Лоэнгрин». Акт 3. Появление лебедя с ладьей.

«О, лебедь мой! Ты в грустный и жестокий час

Приплыл за мной…»

Вагнер «Лоэнгрин». Акт 3. Лоэнгрин уплывает на ладье.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы вакцинировались, но все равно заболели COVID-19?

ГолосоватьРезультатыАрхив
Реклама