Приглашение в парк

2009-12-24 08:36 393 Нравится 4

Как в ворота чугунные въедешь,

Тронет тело блаженная дрожь,

Не живешь, а ликуешь и бредишь

Иль совсем по-иному живешь.

Человек

всегда создавал свой мир на земле, свой «космос» — лучше или хуже, как

мог. Но есть особый мир, дитя двух творцов — человека и природы. Это

сады и парки. Они рождались как подобие Вселенной, как живая книга, по

которой можно читать тайны мироздания. Высшее значение сада — Рай,

Эдем. Здесь все символично: растения, их цвет и запах, птицы, садовая

скульптура, тематика фонтанов, посвящения храмов и памятников, деревья,

аллеи и пруды, — и значимо для тех, кто умеет видеть неочевидное.

На

Руси сады, «вертограды», издавна были одной из самых больших ценностей.

Образ сада в древнерусской литературе всегда встречается в высоком

значении. Древнерусским строительным законодательством

предусматривались обязательные разрывы между зданиями для устройства

садов и запрещалось загораживать вид на окружающую природу. В старой

Москве дома утопали в садах, и на улицу усадьбы выходили не фасадами, а

садами, которые разводились не только для красоты, но и для пользы.

Плод считался таким же красивым, как и цветок, — красив видом и вкусом.

Лефортово

Лефортовский

парк — когда-то Головинский, принадлежавший сподвижнику Петра боярину

Ф. Головину, затем Анненгоф в честь императрицы Анны Иоанновны — по

размаху и красоте не уступал Царскому Селу. Именно здесь впервые

предстала перед императрицей Елизаветой Петровной пятнадцатилетняя

девочка, будущая Екатерина II.

Декоративные

или увеселительные «красные» сады появились в Москве в XVII в. при

царских дворцах в Кремле, Коломенском, Измайлове. В Кремле на крышах

каменных зданий устраивались «висячие» сады с прудами, в которых били

фонтаны («водометы») и плавала целая потешная флотилия. Сады эти

находились рядом с Москвой-рекой, но гораздо выше, на крышах домов, и

эта игра садов и воды создавала острое ощущение нереальности бытия, как

бы побеждала в человеке чувство тяжести.

Сады были и школой. В

великолепном голландском саду Крутицкого монастыря был построен особый

павильон для ученых. В Коломенском под древними дубами маленького Петра

учил Зотов. В Измайлове будущий император заводил потешный флот, учась

строить настоящий.

Кусково

Кусково

создавалось графами Шереметевыми как увеселительная усадьба, с

изысканными выдумками и затеями. В праздничные дни на дороге из Москвы

стоял столб, приглашавший всех на веселье в Кусково. В одной роще парка

гремела музыка, в других ставился балет, пел хор, а по вечерам

вспыхивали фейерверки. Все становились участниками этой

театрализованной феерии, попадая в особый, фантастический мир.

Измайлово

было особенно знаменито, даже в других странах. Здесь был устроен

зверинец с медведями, леопардами и рысями. Здесь выращивались хлопок,

шелковица, вызревали огромные арбузы и дыни. Здесь была царская пасека

и круглый аптекарский огород, висели большие шелковые клетки для певчих

соловьев и перепелов. В царских прогулочных садах понастроены были

разные расписные «чердаки» (беседки), гроты, «вавилоны» (лабиринты) и

«ключ, из чего вода бежит», то есть фонтаны, в которых вода текла из

пасти зверей.

К сожалению, сохранились далеко не все знаменитые

московские сады. Один из шедевров русского садового искусства, дошедших

до нас, — это Кусково с его прелестными павильонами, мраморными

статуями, обелисками, вазами, фонтанами, беседками, мостиками, прудами,

ручьями и каскадами, горками, ажурными оградами. Каждый уголок

удивляет, а в целом парк завораживает и не отпускает. С весны до осени

во дворце дают музыкальные концерты. Одна стена зала состоит из окон, а

другая — из зеркал, раздвигающих пространство, и парк как бы «входит» в

помещение. Может быть, самое большое удовольствие от этих концертов —

выйти в антракте в парк и пропасть, потеряться во времени, бродя по его

аллеям и дорожкам. На второе отделение публика возвращается медленно и

совсем другая.

Архангельское

Архангельское,

один из самых прекрасных русских парковых ансамблей, с любовью

создавался Голицыными, а затем Юсуповыми. Красота Архангельского в

любую погоду, в любое время дня и года приводила в восхищение всех, кто

его видел. Карамзин писал: <Село Архангельское вкусом и великолепием

садов своих может удивить самого английского лорда>.

Еще

один нарядный и загадочный уголок Москвы, городок, как будто выросший

за дремучими лесами, среди холмов и озер, — Царицыно. Это волшебный

«готический» мир Прекрасных Дам и Благородных Рыцарей, где каждая аллея

— Липовая, Глухая, Утренняя, Березовый проспект — вызывает особый

настрой и дарит свои сюрпризы. И здесь также даются музыкальные

концерты. Парки должны звучать. Так было со времен барокко и

классицизма.

Каждый московский парк имеет свою историю и свой

характер: Останкино, Архангельское, Кузьминки, Лефортовский парк,

Нескучный сад, Александровский сад, Сокольники, сад Эрмитаж...

Постоять

над гладью пруда, наблюдая с холма или мостика отражение плывущих

облаков, посидеть на скамейке с книгой в прохладной тени, побродить по

аллеям, шурша опавшими листьями и ведя с собой тихую беседу, — это те

моменты счастья, которые дарят нам парки. Они приглашают нас в

путешествие вне времени и пространства, в мир гармонии и вечных

символов. Как старые любимые друзья, они не меняются, но... каждый раз

новые.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Как считаете, инициированные законодательные изменения Владимиром Зеленским это...

ГолосоватьРезультатыАрхив
Реклама
Реклама