«Хозяин морей. На краю Земли»

2009-12-22 21:51 345 Нравится 4

Master and Commander: The Far Side of the World, 2003.

Режиссер: Питер Уир.

Продюсеры: Самуэль Голдвин мл., Питер Уир, Дункан Хендерсон.

Композиторы: Айва Дэвис, Кристофер Гордон, Ричард Тогнетти.

Оператор: Рассел Бойд.

В ролях: Рассел Кроу, Пол Беттани, Билли Бойд, Джеймс Д’Арси, Ли Инглби и др.

Награды: две премии американской киноакадемии «Оскар» за лучшую операторскую работу и за лучший звуковой монтаж.

Отрадно,

что в последнее время на фоне бесконечных «экшн», мелодрам и боевиков

появляются фильмы, к которым хочется возвращаться, которые оставляют в

душе глубокий и какой-то щемящий след, ностальгию по героям, по таким

понятиям, как честь, долг, любовь.

Рассказать о «Хозяине морей»

захотелось потому, что в нем удивительным образом пересекаются

несколько жанров — от приключения до глубокой и тонкой психологической

драмы. В какой-то момент кажется, что это ты оказался на корабле

посреди Атлантического океана и стал невольным свидетелем давних

событий.

«Работая над сценарием, я окружил себя

предметами того времени — шпагами, пряжками ремней, картами, — надеясь

привлечь к себе музу, — вспоминает режиссер Питер Уир. — Музыка мне

тоже помогала, пока я блуждал в темноте, пытаясь найти путь в прошлое».

Действие

фильма происходит в те времена и в той атмосфере, в которой многие из

нас представляли себя во времена романтической юности. Безбрежные

просторы океана, диковинные острова, населенные причудливыми

обитателями, прекрасный парусник, команда, немного грубоватая, но

крепко сплоченная, и капитан — воплощение воли и мудрости.

Конечно,

отечественный прокат наложил на фильм свой отпечаток: его назвали

«Хозяин морей» — название хорошее, яркое, «пиаровское». Оригинальное же

название «Master and Commander» (дословно «Учитель и командир») гораздо

глубже определяет тему и задачу фильма. Ведь речь в большей степени

идет о том, кем для команды является капитан — примером, учителем или

другом.

История этого фильма началась еще в 1992 г., когда

известный продюсер Самуэль Голдвин мл. приступил к переговорам со

знаменитым писателем Патриком О’Брайаном, автором целого цикла романов

о капитане Джеке Обри и судовом докторе Стивене Мэтьюрине. Фильм был

снят по десятой книге из 20-томного собрания сочинений.

Опытный

корабельный плотник Леон Пойндекстер, вошедший в число технических и

исторических консультантов фильма, вместе с 20 другими плотниками

переделывал корабль в Сан-Диего и затем помогал переправить его в

Энсенаду (Мексика) к месту производства фильма.

«Мы шли на всё,

чтобы добиться исторической правды. Мы получили детальную схему корабля

из Адмиралтейства Англии и с помощью математических формул установили

правильный размер якоря. Каждый сантиметр корабля, вплоть до места

расположения якорных цепей, был тщательно выверен», — рассказывает

Пойндекстер.

1806 год. Время противостояния наполеоновской

Франции и Англии. Действие происходит на английском корабле

«Внезапный», которым командует Джек Обри (герой Рассела Кроу), у

берегов Бразилии. Капитан Обри получает приказ найти французский фрегат

«Ахерон», представляющий серьезную опасность для англичан, и потопить

его или сжечь. С первого момента встречи с «французом» становится ясно,

что дело это достойно не столько бесстрашного героя, сколько мудрого

стратега, способного предвидеть многие «повороты» и в поведении

противника, и в отношениях со своей командой.

Интересна и

поучительна линия капитана и доктора. Это и коллеги, и друзья, и

участники одного музыкального дуэта, и будто бы зеркала друг для друга.

Капитану всегда важен совет доктора, который чувствует команду. В душе

доктора живет первооткрыватель, который готов использовать любую

возможность, чтобы внести свой вклад в науку. Для капитана же главное —

долг. Чтобы его выполнить и догнать французский фрегат «Ахерон», он

вынужден отказать своему другу в научных поисках. И хотя капитан не

выполняет свое обещание, друзья остаются друзьями, и снова над

океанскими просторами звучит музыка в их исполнении. Музыка, кстати

сказать, очень необычна для фильма такого жанра. Ее действительно

исполняют главные герои фильма, которые любят музицировать в часы

досуга. Представьте, что все основные события фильма разворачиваются

под звуки виолончели и скрипки. Это очень красиво!

Фильм наполнен

множеством штрихов и полутонов, что всегда отличает хорошее кино.

Вспоминается один эпизод, который открывает нам капитана еще и как

прекрасного педагога. На корабле наравне со взрослыми членами экипажа

несут службу и совсем юные ребята. Один из них, молодой лорд Блейкни, в

первом же столкновении с «Ахероном» лишается правой руки. Капитан, в

свое время служивший с самим лордом Нельсоном, приносит юному герою

хронику одного из сражений, в котором ему и самому довелось

участвовать. На просьбу рассказать об этом сражении капитан отвечает

отказом. Через мгновение становится ясно почему: мы видим, как взгляд

лорда Блейкни останавливается на портрете лорда Нельсона, у которого

тоже нет правой руки...

«Мне было очень приятно

наблюдать, как Пол Беттани подчинял себе своего героя, не покидая при

этом почву романов Патрика О’Брайана, — говорит Питер Уир. — Рассел и

Пол прекрасно уравновешивают друг друга, и зритель верит их дружбе.

Мэтьюрин в исполнении Пола напоминает современного человека, а Джек

Рассела — герой из прошлого».

Не буду рассказывать, почему

«Хозяин морей» удостоился двух «Оскаров» (за операторскую работу и за

звуковой монтаж), это вы почувствуете сами. Не хочется также

пересказывать содержание фильма, лучше сами оцените его. Что каждый из

нас вынесет из него, это вопрос к нам, но не забывайте, что каждый из

нас иногда становится капитаном своей команды и должен привести корабль

к победе. Приятного просмотра!

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы поддерживаете снятие моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения?

Реклама
Реклама