ЗАЖИГАЮЩИЙ СЕРДЦА

2009-12-22 15:56 322 Нравится 10

Вадим Карелин

ЗАЖИГАЮЩИЙ СЕРДЦА

Все

Учения, все философии были даваемы для

жизни. Нет такого высокого

Учения, которое

не было бы практичным в высшем смысле этого

слова. Мы

можем разрешить бесчисленные

проблемы современных смятений лишь

осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь

прекрасный Мост будет достаточно

прочен для

перехода от берега тьмы на сторону Света.

Н.К. Рерих. «Живая мудрость»

О

Николае Константиновиче Рерихе написано столько, что было бы странно

пытаться сказать что-то новое. Но, с другой стороны, пример людей,

подобных Рериху, постоянно должен быть перед глазами. В этом году

нашему великому соотечественнику исполнилось бы 130 лет, и

несправедливо пропускать эту дату.

Кто он?

Пусть этот

вопрос не покажется нелепым, ведь большинству из нас о Николае

Константиновиче известно очень немного. Обычно имя Рериха связывают с

его художественным наследием, и мало кто знает, что он был не только

художником. Гораздо хуже мы знаем Рериха — писателя, философа,

путешественника, общественного деятеля. И еще меньше мы знаем его как

Ученика, удостоившегося в XX веке чести напрямую контактировать с

Великими Учителями и старавшегося в каждое свое произведение вложить

частицу Мудрости, полученной от Них. Пакт Рериха, справедливо

называемый Красным Крестом Культуры, знаменитая Трансгималайская

экспедиция, институт «Урусвати» с задачей синтезировать науку и религию

— все это тоже непосредственно связано с именем Н.К. Рериха. Попробуем

вместить в короткую статью основные вехи жизненного пути человека, о

котором на Востоке говорят: он почтил Землю своим присутствием.

Детство и юность

Николай

Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в

Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса Константина

Федоровича Рериха. Фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение и

означает «богатый славой».

Еще в детстве проявилась

многогранность увлечений Рериха и его тяга к Востоку. В Изваре,

загородном поместье недалеко от столицы, едва научившись складывать

буквы в слова, он перечитал все книги по истории России, и особенно ее

героический эпос. Чуть позже он увлекся археологией и даже получил

разрешение на проведение раскопок в окрестностях Извары. «Мои первые

находки из могильников соотносились не только с любимыми уроками

истории, но и с географией, а также с причудливым историческим вымыслом

Гоголя», — писал впоследствии Николай Константинович, чья способность

синтезировать различные виды творчества в поиске единых духовных основ

стала жизненным кредо.

В своих музыкальных и художественных

вкусах он с детства тяготел к Востоку. В немалой степени этому

способствовали рассказы ученых-востоковедов, приходивших в гости к

Рерихам, но, очевидно, причины подобного устремления лежали гораздо

глубже. Примечательно, что детское воображение мальчика было поражено

величественностью горы, запечатленной на находившейся в Изваре картине.

Потом Рерих узнал, что это была Канченджанга — одна из самых красивых и

таинственных вершин Гималаев.

Константин Федорович, отец Николая,

не чинил препятствий разнообразным увлечениям сына, ставя единственным

условием для него юридическую карьеру. Сам же Николай уже в гимназии

проявил незаурядные художественные способности и мечтал поступить в

Академию художеств. В итоге в 1893 году он получил разрешение посещать

ее, став студентом юридического факультета императорского Университета.

Начало творческой деятельности

В

становлении Рериха как художника огромную роль сыграло его обучение в

мастерской Архипа Ивановича Куинджи, русского художника-передвижника.

«В живописи должна присутствовать духовность, — учил Куинджи. — Ей

должны подчиняться композиция и техника». «Стал Архип Иванович учителем

не только живописи, но и всей жизни», — подвел итог этому периоду сам

Рерих. В дипломной работе — картине «Гонец. Восстал род на род» — он

обобщил свое понимание русской истории и первые философские размышления

о судьбе России, это полотно стало первым в целой серии работ,

посвященных русской истории и мифологии. «Гонца» высоко оценил сам

Л.Н. Толстой.

Будучи уверенным в том, что своими корнями русское

искусство уходит глубоко в историю дохристианской Руси, Рерих смело

использовал в своем творчестве народные мотивы, чем заслужил как резкую

критику, так и восторженное признание со стороны современников. В

1900 году он поехал в Париж, где продолжил обучение в студии Фернанда

Кормона, ценившего, как и Рерих, легендарное прошлое.

Убеждение

Рериха в том, что путь к будущему лежит через понимание прошлого,

разделяла Мария Клавдиевна Тенишева, с которой он познакомился в

1903 году. Молодой художник с энтузиазмом включился в реконструкцию

усадьбы Талашкино, где, по замыслу Тенишевой, должна была появиться

община художников. Кисти Рериха принадлежит уникальная фреска в Храме

Духа в Талашкино, изображающая Царицу Небесную, Мать Мира, — позже

Рерих неоднократно возвращался к этой теме.

Лада

В

1900 году, будучи проездом в Бологом, в имении князя Путятина Николай

Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей

28 октября 1901 года Еленой Рерих. Кто мог предвидеть тогда

удивительное будущее этого союза? Ладой называл Николай Рерих свою

«другиню и вдохновительницу» и посвятил ей несколько картин. Одна из

них, «Ведущая», в аллегорической форме передает тонкие и глубокие

взаимоотношения, на всю жизнь связавшие Рерихов. «Правда,

справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду

преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом и вся

семья — все строится по тем же благодатным началам», — писал Николай

Константинович о супруге.

Многие картины, творческие и

общественные начинания Рериха стали результатом работы двоих. Большое

влияние на молодых Рерихов оказали труды Рамакришны и его ученика

Вивекананды. Особенно близкой им была идея о том, что служение Богу

должно сопровождаться сознательной работой на общее благо, служением

другим людям. В начале XX века Рерихи познакомились с теософией, с

работами Елены Петровны Блаватской. Позже именно Елена Рерих перевела

на русский язык «Тайную Доктрину». В творчестве Николая Константиновича

нашли свое воплощение идеи и образы Живой Этики, Агни-Йоги, записанной

через посредничество Елены Ивановны.

Без России

В

1916 году в связи с осложнениями после перенесенного годом ранее

воспаления легких и по настоянию врачей Рерих вместе с семьей переехал

в Финляндию, где они встретили революцию и оказались отрезанными от

России. У Николая Константиновича не было однозначного отношения к

событиям 1917 года, но имелось очень четкое убеждение в необходимости

сохранять культурные ценности от разрушения. Пока в 1918 году не была

окончательно закрыта граница между Россией и Финляндией, он продолжал

приезжать в Петроград и работать в Комиссии по охране памятников

культуры и искусства. В 1919 году Рерихи переехали в Лондон, а в 20-м —

по приглашению Чикагского института искусств — в Америку.

В

октябре 1921 года в Нью-Йорке Николай Константинович основал Школу

объединенных искусств, воплотив тем самым свою давнишнюю мечту —

объединить под одной крышей разнообразные виды искусства. Основной

идеей Рериха было открыть людям искусство как один из путей высшего

познания: «Искусство объединит человечество. Искусство — неделимо.

Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство —

явление грядущего синтеза. Искусство — для всех. Врата „священного

источника“ должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства

зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет

бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как

много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это.

Несите искусство людям — оно принадлежит им. Тогда у нас не только

музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные

станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не

будут нужны».

Параллельно в Америке с невиданным успехом

проходили выставки картин Рериха, а в 1924 году даже был открыт первый

в мире музей, посвященный его творчеству. С момента своего создания

Музей Рериха приобрел практически все полотна художника и до сих пор

является обладателем самого крупного их собрания.

Трансгималайская экспедиция

В

1925–1928 годах состоялась грандиозная Трансгималайская экспедиция,

прошедшая по маршруту Кашмир — Ладак — Китайский Туркестан — Алтай —

Монголия — пустыня Гоби — Тибет — Гималаи — Индия. Официально

экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический

материал; были привезены коллекции минералов, сделаны редчайшие

фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха

столкнулась с невиданными физическими и политическими трудностями.

Достаточно сказать, что в Гималаях экспедиционному каравану приходилось

преодолевать перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время быть на

высоте более 3000 метров — и при этом продолжать работу. Пять месяцев,

зимой, в летних палатках, при арктических температурах, экспедиция

находилась под арестом в Тибете, так как местные власти подозревали в

Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет.

Трансгималайская

экспедиция имела не только научные, но и иные цели, далеко выходящие за

пределы «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом

она повторила путь сокровенных странствий Будды и что, пока она

продолжалась, Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами —

Великими Учителями человечества — и работали под Их руководством.

Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже, Рерихи получили по

почте необычную посылку — шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным

сокровищем Востока, и этот Камень сопровождал их в путешествии по

Гималаям. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные

цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть поняты

большинством и скорее всего будут извращены. Но, проявив невиданное

упорство, а порою и рискуя жизнью, они не отступили от цели и завершили

экспедицию.

Мир через культуру

В 1928 году, после

возвращения из экспедиции, Николай Константинович вплотную приступил к

осуществлению задачи, ради которой долго трудился до этого. Речь идет о

знаменитом Пакте Рериха, призвавшем на международном уровне к защите

культурных ценностей от разрушения во время военных действий. В тексте

Пакта, в частности, говорится, что «образовательные, художественные и

научные заведения, художественные и научные миссии, их персонал,

собственность и имущество... считаются нейтральными и подлежат защите и

охране воюющими сторонами. Защита и охрана вышеуказанных организаций и

миссий на всей территории принадлежит суверенитету глав

договаривающихся сторон (главам государств мира), без какой-либо

дискриминации со стороны государства относительно любого специального

учреждения или миссии... Памятники, организации, коллекции и миссии,

зарегистрированные таким образом, могут вывесить отличительный флаг...

который оповестит об их специальной защите и охране воюющими сторонами,

правительствами и народами всех глав договаривающихся сторон».

В

качестве «отличительного флага» Рерих предложил изображение, названное

Знаменем Мира: три красные сферы на белом фоне, вписанные в красную

окружность. Это изображение не являлось новым, встречалось во многих

древних источниках и символизировало, по замыслу Рериха, религию, науку

и искусство в круге культуры. Другое прочтение — прошлое, настоящее и

будущее в круге вечности. Задачей Знамени Мира было защищать

произведения искусства точно так же, как Красный Крест защищает

человеческие жизни. 15 апреля 1935 года в Белом Доме в присутствии

президента Рузвельта был подписан договор Пакта Мира, к которому

присоединилось более 20 стран.

«Урусвати»

После

возвращения из Центрально-азиатской экспедиции Рерихи поселились в

Индии, в долине Кулу. Николай Константинович основал Гималайский

институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита

означает «Свет утренней звезды». Под руководством Юрия Рериха, сына

Николая Константиновича, собирались и переводились древние манускрипты,

изучались полузабытые диалекты. В институте велась широкая деятельность

по изучению и сбору лекарственных растений; был составлен первый в мире

атлас тибетских лекарственных трав. С институтом «Урусвати»

сотрудничали многие путешественники и ученые, среди которых, например,

были Свен Гедин и Альберт Эйнштейн.

Сам Николай Константинович за

время работы в Кулу создал одни из самых глубоких и философских своих

полотен. В них он запечатлел образы подвижников, Учителей, в разные

времена и в разных странах передававших людям искры вневременной

Мудрости и зажигавших в них огонь Духа.

Сегодня вряд ли найдется

человек, который ничего не слышал бы о Рерихе. Николая Константиновича

помнят как художника, ученого, общественного деятеля, философа,

путешественника. Его многогранность поражает, волнует, вдохновляет. Но

есть в этой многогранности удивительный стержень, объединяющий столь

разные стороны его широкой натуры. Подобно тому как Куинджи учил его

видеть в искусстве прежде всего духовность, сам Рерих старался в каждом

человеке разбудить его творческий, духовный потенциал. «Зажигайте

сердца!» — таким был его девиз.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы голосовали на выборах 25 октября?

Реклама
Реклама