СОКРАТ. ИСКУССТВО ДРУЖБЫ

2009-12-22 15:52 335 Нравится 6

Все мы мечтаем о дружбе, о настоящих, доверительных отношениях, о

близких, родных людях, которые понимали и, главное, принимали бы нас

такими, какие мы есть. Иногда нам кажется, что это невозможно, что

настоящая дружба и великая любовь только в романах и кино, а в жизни...

Нет, жизнь — это другое.

Странная вещь получается. Время, в

которое мы живем, — время побед в области средств коммуникации.

Мобильные телефоны, Интернет, электронная почта — все есть, пользуйся

на здоровье... Но отчего-то эти технические средства, раздвигающие

границы пространства и времени, не делают нас ближе, а наоборот, мы

становимся более закрытыми и, сами того не замечая, в стремительной

гонке нашей жизни привыкаем довольствоваться поверхностными отношениями.

А

как же мы тогда узнаем себя, кто скажет правду, которая иногда хоть и

неприятна, но, как горькое лекарство, полезна? «Исцеляю Дружбой» —

такое объявление мы вряд ли прочтем в какой-нибудь газете.

Aфины,

пятый век до нашей эры — время Перикла и Фидия, Софокла и Калликрата,

золотой век греческой культуры. В бедной, по афинским меркам, семье

каменотеса и повитухи родился мальчик, Сократ... Кто тогда мог

предположить, что имя это станет известно не только в Афинах, но и

далеко за пределами славного города, что многие, отправляясь в дальний

путь, будут мечтать встретиться, а если посчастливится, и побеседовать

с этим человеком?

Поразительно, что при всей популярности Сократ

всегда оставался простым человеком: он никогда не записывал свои мысли,

не менял скромного образа жизни и не любил, когда его называли учителем.

Внешность

Сократа сложно назвать привлекательной, скорее, он был некрасив. И свое

место в жизни нашел не сразу: к философии он обратился поздно — годам к

сорока. А до этого успел попробовать себя в профессии отца (не без

некоторых успехов), участвовал в трех военных компаниях и приобрел

славу смелого и отважного воина, слушал лекции афинских мудрецов. Но,

тем не менее, особыми талантами похвастаться не мог — он не писал поэм,

не побеждал на Олимпийских играх, не владел тонкостями ораторского

искусства. Сократ не обладал ничем из того, что ценили в то время люди.

Но один бесценный дар у него был — дар собеседника. Умение

слушать и слышать, задавать вопросы, отыскивать единственно верный путь

в лабиринтах мысли и, после долгого «путешествия» по ним, вместе с

человеком открывать истину — все то, что потом назвали искусством диалога.

Лекторской

кафедрой для Сократа служил весь город: иногда Агора — рыночная

площадь, иногда лавка ремесленника, иногда обычная афинская улочка с

видом на величественный Парфенон. Его собеседником мог стать любой —

Сократ не делал различий между людьми: «...да будет вам известно, что

ему совершенно неважно, красив человек или нет, — вы даже не

представляете себе, до какой степени это безразлично ему, — богат ли он

и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит

толпа» (Платон, «Пир»).

Pазными путями приходили к Сократу его друзья и ученики.

Как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, он поинтересовался:

— Куда нужно идти за мукой и за маслом?

— На рынок! — бойко ответил юноша.

— А за мудростью и добродетелью?

— ???

— Иди за мной, я покажу! — пообещал Сократ.

С

этого вопроса началась история отношений Сократа и Ксенофонта. Который

стал не только ревностным, внимательным и любящим слушателем, но и

биографом, другом и учеником философа.

«Когда я слушаю Сократа,

сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а

из глаз моих от его речей льются слезы... он приводил меня часто в

такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу»

— под этими словами Алкивиада могли бы подписаться многие собеседники

Сократа.

Повезло же жителям Афин — с ними рядом был такой друг!

Вы

случайно не знаете таких магазинов, где можно было бы купить книгу под

названием «Как дружить» или «Как создать узы»? Вот и я не знаю...

Простота и скромность — это лишь внешние черты Сократа, но за ними

чувствуется огромное стремление помочь найти ответы на, может, даже не

до конца сформулированные вопросы. Есть вопросы о разном, а есть о

главном: «кто я?», «куда иду?», «для чего пришел в этот мир?», «как

стать счастливым?». Сократ учил задавать вопросы, не убегая в

абстракции, не прячась за общепринятые истины. Разговор всегда

начинался, на первый взгляд, с незначительного (как с Ксенофонтом). Но

во время диалога Сократ помогал собеседнику прийти к очень важному

осознанию: часто, думая, что знаем, мы имеем лишь поверхностное

представление или мнение о чем-то, а опыт и знание — это совсем другое.

Девиз Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю» поможет, если

действительно хочешь узнать что-то по-настоящему. «Но если, рождаясь,

мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств

восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, познавать — означает

восстанавливать знания, тебе уже принадлежавшие. Называя это

припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово» (Платон,

«Федон»). Помощь Сократа в припоминании состояла в еще одном умении,

очень редком сейчас, — умении слушать. Слушая, услышать то, что хочет

сказать тебе собеседник. Не перебивать, не торопиться высказать свою

точку зрения.

Все это и называется диалогом.

Диалог от

Сократа — это путешествие по лабиринту своей души с тем, кто не будет

путать тебя еще больше, а, наоборот, покажет путь, хотя он вряд ли

окажется легким. В детстве, не умея ходить, мы всегда держались за руку

наших родителей, которые бережно, с любовью и терпением, учили нас

делать первые шаги. Это и есть метод Сократа: помочь научиться

познавать себя — шаг за шагом, не боясь при этом увидеть те или иные

недостатки, относясь с юмором к временным неудачам, у которых, как у

монет, есть и другая сторона — опыт. Единственное, что дает знание

жизни, а не теоретическое представление о ней.

Как просто и как

сложно признать, что, несмотря на все возможности современной

коммуникации, нам очень не хватает руки Сократа... и того, кто укажет

нам дорогу не только на рынок.

Один из учеников спросил Сократа:

— Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты всегда в хорошем настроении.

Сократ ответил:

— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы это утратил.

Спросил Сократ Критона:

— В чем, по-твоему, сущность философа?

— В разуме.

— А в чем еще? Не в том ли, что истина — смысл его жизни?

— И в этом тоже.

— Тогда ответь: запершись в четырех стенах мы ищем и находим истину или же в споре с людьми?

— Споря, конечно.

Так не кажется ли тебе, что возможность спорить и свободно говорить

необходима философу так же, как воздух для дыхания человеку?

Гетера Ламия сказала с улыбкой:

Поклонники твоей мудрости, Сократ, не расстаются с тобой. И все-таки я

сильнее тебя: ведь ты не можешь отбить у меня моих друзей, а я, стоит

мне захотеть, переманю к себе твоих.

Сократ ответил:

— Вполне

понятно: ведь ты ведешь их под гору порока, а я заставляю карабкаться

на гору добродетели, а это слишком трудная дорога.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы поддерживаете закон о продаже земли

Реклама
Реклама