Японские религии основные течения

2009-12-22 00:11 347 Нравится 6

В современной Японии в основном распространены

две основных религии: синтоизм и буддизм . Также определенной

популярностью пользуется христианство и разнообразные секты.

Синтоизм

Синтоизм

— это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова

«синто» — «путь богов». В основе ее лежит поклонение всевозможным ками

— сверхъестественным существам. Основные виды ками — это:

• Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);

• Незаурядные личности, объявленные ками;

• Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции);

• Духи умерших.

В

Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. В каждой деревне и

местности есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения

между ками и обычными людьми нет — есть множество мифов и легенд о

браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок

считается воплощением ками-предка (удзигами ), поэтому в Японии с

большим уважением относятся к маленьким детям.

Ками делятся на

Фуку-но-ками ( «добрые духи») и Магацу-ками ( «злые духи»). Задача

синтоиста — призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. В

принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться

недолжным образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен

прихожане и священники приносят ками жертвы и молятся о помощи и

поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется

индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами или Судьбой.

Синтоистский

храм состоит из двух помещений — молельного зала (хайдэн ) и комнаты

(хондэн ), в которой находится предмет, связанный с соответствующим

ками. Важной частью храма являются тории — П-образные ворота,

являющиеся символической границей между миром людей и миром ками. Часто

строятся маленькие святилища на исторических и легендарных местах,

оборудуются места поклонения у больших древних деревьев, также

считающихся жилищами ками.

С развитием имперской системы

возникло представление о верховной ками — богине Аматэрасу .

Соответственно, возник и культ самого императора. Мифы и легенды об

Аматэрасу и ее семье многие годы (до середины XX века) официально

считались началом истории Японии.

С момента прихода в Японию

буддизма начинается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих

религий. Во многих храмах происходит одновременное поклонение ками и

буддам.

Буддизм

В отличие от синтоизма, японский

буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского

буддизма считается учение Махаяны ( «Большой колесницы») или северный

буддизм, противопоставленное учению Хинаяны ( «Малой колесницы») или

южному буддизму. В Махаяне считается, что Спасение человека может

достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже

достигших Просветления существ — будд и бодхисаттв . Соответственно,

раздел между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на

то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку.

Так, в основе амидаизма или школы Дзёдо ( «Чистой земли») лежит

поклонение будде Амиде (или Амитабхе ), повелителю райских земель

(собственно, «Чистой земли») на Западе. Основным элементом поклонения

является постоянное произнесение фразы «Наму Амида буцу» ( «Слава будде

Амиде»). Многие правители Японии пытались уничтожить эту школу, но она

все еще остается одним из популярнейших в Японии направлений буддизма.

Во

многом очень схожа с амидаизмом секта Нитирэн , для которой священной

фразой является «Наму мёхо рэнгэ кё» ( «Слава сутре о Цветке Лотоса

Чудесной Дхармы»). Здесь объектом поклонения является сам Будда и

«Сутра Лотоса» — один из основных для северного буддизма текстов.

Другой

буддийской школой является Миккё или эзотерический буддизм . Ее учение

куда более сложно для понимания, но зато ее последователи считаются

обладателями невероятных способностей — летать, творить чудеса,

сражаться с демонами. Ее священники часто живут отшельниками в горах.

Тогда они называются ямабуси . Ямабуси также известны как создатели

ряда японских школ боевых искусств. Их можно узнать по большим четкам

(нэндзю ) в виде ожерелья на шее и посоху с кольцами (сякудзё ).

Особняком

стоит Дзэн , учение, основанное на Хинаяне . В его основе лежит

представление о Спасении исключительно своими силами (и только для

монахов). Основным методом достижения Просветления считается осознание

мироздания, достигающегося за счет размышления над притчами — коанами ,

или моментальное случайное прозрение, вызванное каким-то неожиданным

событием (скажем, ударом по спине палкой).

Даосизм

Сам

по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался.

Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и

литературу весьма значительно.

Основой учения Дао считается

труд китайского философа Лао Цзы «Дао дэ дзин» . Мироздание с точки

зрения даосизма существует за счет неизяснимого Дао ( «Пути»),

движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао — это путь

жизни и блаженства.

Практичные китайцы поняли даосизм как

изучение законов природы и мироздания. Даосам — мудрецам, постигшим

Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения.

Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом

которой был не «философский камень» европейских алхимиков, а поиск

«эликсира бессмертия». Даосов, достигших бессмертия, называли «сэннин»

. Считалось, что они, как ямабуси, живут отшельниками в горах.

Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия

пересекли море и стали очень популярны в Японии.

Во многом

именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо ( «Путь гармонии

Инь и Ян») — японское искусство призвания и управления демонами,

предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.

Христианство

Христианство

пришло в Японию в середине XVI века, вместе с католическими

миссионерами Франсиско Хавьера . Знаменитый японский военачальник и

князь Ода Нобунага поддержал христиан и сам принял эту веру, так как

нашел в них материальную опору (поставки огнестрельного оружия) для

борьбы со своими врагами.

После прихода к власти клана

Токугава с христианами стали безжалостно бороться. Христианство было

запрещено до Реставрации Мэйдзи в 1867 году, когда была объявлена

свобода совести.

В настоящее время около одного процента

населения Японии считают себя христианами. Тем не менее, такой атрибут

христианства как «венчание» становится сейчас все более и более

популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному

обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не

религиозная, а эстетическая сторона богослужения. Поэтому неожиданно

значительной популярностью в Японии пользуется православие.

Секты

Уже

в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных

религий. Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным

потребностям многих (особенно молодых) японцев. Поэтому на сцену начали

выходить разнообразные «новые секты» разной степени радикализма. Для

них характерны безусловный культ Учителей — руководителей сект,

упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все,

что у них есть (включая жизнь), на благо секты, фанатизм, нетерпимость

к другим религиям, вера в скорый Конец Света.

Наиболее

известной сейчас такой сектой является Аум Синрикё , основанная

Асахарой Сёко . Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не

особенно мешают жить тем, кто в них не входит.

Взаимовлияние религий

В

отличие от культур стран Запада, в культуре Японии наблюдается

значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на

периодически вспыхивавшие религиозные конфликты и споры (обычно за

близость к государственной власти), большую часть времени этим

вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно близко пересечение

буддизма и синтоизма — как уже отмечалось, часто один храм является

местом поклонения и буддам, и ками.

В течение жизни японцы

часто отправляют обряды разных религий в разных жизненных ситуациях.

Скажем, женятся по христианскому обряду, а хоронят по буддийскому. Это

совершенно естественно и не вызывает никаких трудностей. Связано это

именно с тем, что религия прежде всего ассоциируется с определенной

обрядностью (разного характера, эстетики и стоимости), и японцы просто

проявляют завидную практичность. Цель же всех вероучений полагается

одинаковой — снятие жизненных осложнений, а потому и противоречий не

возникает…

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы голосовали на выборах 25 октября?

Реклама
Реклама