Эпиктет

2009-12-21 18:00 385 Нравится 2

«…Чтобы правильно и хорошо жить,

нужно уметь и хотеть жить правильно и хорошо».

Эпиктет

Эпиктет (ок. 50 — ок. 135 гг. н.э.) — одна из уникальных фигур в западной философии древности.

Известно,

что Эпиктет родился во Фригии (Малая Азия), потом оказался в Риме. Он

долгое время оставался рабом, само слово «Эпиктет» — это даже не имя, а

прозвище, кличка раба: «эпиктетос» означает «приобретенный».

В

то время в Риме был моден стоицизм, и многие образованные жители города

посещали лекции стоика Мусония Руфа. В числе слушателей бывал и

Эпафродит — хозяин Эпиктета, сопровождаемый своим рабом. Лекции вряд ли

пошли на пользу хозяину, но для самого раба они стали судьбоносными.

Так Эпиктет стал невольником-философом, а Мусоний Руф — его невольным

учителем.

Существует легенда, что однажды Эпафродит, проверяя

терпение раба, стал выкручивать ему ногу, на что Эпиктет спокойно

сказал: «Ты же сломаешь мне ногу…». Тогда, желая вывести его из себя,

Эпафродит все-таки продолжал истязание, пока действительно не сломал

ему ногу. Тогда, не изменившись в лице, Эпиктет сказал: «Я же говорил,

что сломаешь». После этого случая Эпиктет всю жизнь хромал.

Эпиктет

стал свободным после насильственной смерти тридцатилетнего императора

Нерона в 68 г. и прихода к власти императора Домициана, казнившего

Эпафродита как бывшего приближенного Нерона. Наряду со многими другими

философами и риторами Эпиктет был изгнан из Рима Домицианом около 94 г.

и таким образом оказался в городе Никополе.

В Никополе Эпиктет

открыл свою философско-воспитательную школу. У него было немало

учеников и почитателей, в том числе знатных и богатых. Однако при этом

Эпиктет вел нищенскую киническую жизнь. Все его имущество состояло из

соломенной подстилки, деревянной скамьи и глиняной лампы, которая после

смерти философа-стоика была продана на аукционе как реликвия за три

тысячи драхм (что составляло более 13 кг серебра).

Сам Эпиктет

ничего не писал, а излагал свое учение устно. Его мысли сохранились

благодаря тому, что их записал ученик Флавий Арриан и собрал в книги

«Руководство Эпиктета», «Беседы Эпиктета», «Рассуждения Эпиктета». Для

Эпиктета, философа-моралиста, практика была важнее теории, устное

слово, внушение и личный пример важнее письменного слова.

Как

это было принято в стоицизме, философию Эпиктет делил на физику, логику

и этику. По его словам, логика должна служить физике и этике. Логика

обосновывает и исследует доказательства. Она позволяет понять, чтo

такое доказательство, какое из рассуждений доказательно, а какое нет,

что такое логическое следствие. Она помогает нам избежать противоречий

и других логических ошибок, помогает отличить истину от заблуждения. Но

логика не может отличить правду ото лжи, а это означает, что, если нет

нравственного воспитания, логика бесполезна для общества. Поэтому

нужнее логики этика. Этика учит, что лгать не следует, она внушает

мысль о бесполезности и даже, по большому счету, опасности для лжеца

его лжи.

Эта опасность обосновывается представлением Эпиктета о

Природе, его физикой. Знание физики дает возможность согласования своих

желаний с естественным ходом вещей и понимание того, что в мире правят

боги. И эти боги всезнающи. Вот почему ложь для лжеца всегда опасна:

богов нельзя обмануть, они все знают и рано или поздно накажут лжеца за

его ложь.

В области логики главными познавательными

способностями Эпиктет признавал веру и благоговение, которые выступают

и главными добродетелями. В области физики Эпиктет защищал стоический

тезис, согласно которому мир предстает как разумное космическое

государство, как единое целое, наделенное божественностью. В области

этики Эпиктет защищал положение, что человек должен покоряться воле

богов, судьбе. И этому должна учить философия. Главный тезис Эпиктета

состоит в утверждении, что существующий порядок вещей изменить нельзя,

он от нас не зависит. Можно лишь изменить свое отношение к этому

существующему порядку вещей. Его «Руководство» начинается словами:

«Из

всех вещей иные нам подвластны, а иные нет. Нам подвластны наши мнения,

стремления нашего сердца, наши желания и наши отвращения, одним словом,

все наши действия. Нам неподвластны тела, имения (собственность),

репутация, чины — одним словом, все то, что не есть наши действия».

Свобода

человека сводится у Эпиктета к свободе терпеть и воздерживаться.

Следует лишь изменить свое отношение к вещам, так как изменить события

человек не в состоянии.

Эпиктет — рационалист. Истинная сущность

человека — в его разуме, который является частицей мирового

космического Разума. Отнять у человека разум — значит убить его.

Человек не только разумное существо, но и существо, обладающее свободой

мысли и свободой воли. Эпиктет говорит, что никто не может отнять то и

другое у человека, даже если отнять у него имущество, честь, семью и

само тело.

«Твое дело — хорошо исполнить возложенную на тебя роль;

Выбор же роли — дело другое».

На

первом плане в философии Эпиктета стоит вера в Божество и Провидение;

душа человека представляется ему частью Божества, находящейся с ним в

единении. «Каждое движение души Бог чувствует как свое собственное».

Место доказательств у Эпиктета занимает внутреннее убеждение. «Хотя бы

многие, — говорит Эпиктет, обращаясь к ученикам, — и были слепы, но все

же, может быть, среди вас найдется один, который за всех споет гимн

Божеству. И чего же иного ждать от хромого старика, как не хвалы Богу?

Если б я был соловьем, то делал бы то, что свойственно соловью; если б

я был лебедем, то делал бы свойственное лебедю; но я разумное существо,

поэтому и должен хвалить Бога; это мое дело, и я не покину своего

поста, пока жив, и вас буду призывать к тому же делу».

В этике Эпиктета можно выделить три основных положения:

  • всякое существо, а, следовательно, и человек, стремится к тому, что ему полезно;
  • истинная

    сущность человека состоит в духовности, благодаря которой он родственен

    Божеству; обращаясь к этой своей природе, единственно ценной и

    свободной, человек находит счастье;

  • дух человека по природе нуждается в совершенствовании и развитии, которые достигаются упорной работой над самим собой.

    На могиле Эпиктета была выбита сочиненная им самим гордая эпитафия:

    «Я, Эпиктет, по происхождению раб, тщедушный телом. Я беден, как Ирос, и при этом друг бессмертным…»

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы поддерживаете снятие моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения?

Реклама