Киевское рождество Леси Украинки

2009-12-19 22:50 1 207 Подобається

Лука — один из литературных псевдонимов поэтессы, который вместил в сокращенном виде родное и знакомое нам имя — Леся Украинка. Киевская земля стала для талантливой девушки из Волыни второй родиной. Именно здесь, на святых днепровских холмах, и состоялось рождение большого художника, творчество которого навечно вписано в отечественную классику. В то же время ни в одном из произведений поэтессы мы не найдем строк, посвященных славному граду Киеву и его историческим достопримечательностям. Парадокс? Возможно. Но это не означает, что годы пребывания в столице православной Руси гениального автора "Лесной песни" не взволновали. Скорее, наоборот. Личная переписка поэтессы подтверждает это. И киевское Рождество — одна из тем ее страстных, "неистовых" писем.

Видимо, смысл шевченковских строк "У кожного своя доля і свій шлях широкий" юная Лариса Косач постигла еще в раннем детстве, когда в морозный зимний день посетила вместе с подругами "иордан" — традиционное освящение речной воды накануне рождественских святок: она простыла, заболели ноги, и начала прогрессировать страшная болезнь, названная впоследствии самой поэтессой "тридцатилетней войной".

Случилось это 6 января 1881 года в Луцке, когда девочке было 10 лет. А уже в конце этого года семья Косачей временно переехала в Киев, откуда Лариса пишет бабушке (Е. Драгомановой) свое первое письмо: "Мне в Киеве хорошо, только не с кем играть, потому что которые есть знакомые — или большие, или маленькие... Мы ходили два раза в театр... И на выставку картин" (2.12.1881).

Через двенадцать лет, когда родители Ларисы окончательно завершили свой переезд, бабушка снова получает письмо от внучки: " Вот мы уже водворились в Киеве на целую зиму... Неприятно, что в Киеве теперь такая плохая погода... Только это ничего, я все-таки довольна, что мы в Киеве" (7.11.1893). Синдром киевской зимы постепенно начинает раздражать Лесю: "Я вынуждена ходить ежедневно по киевским горам и возвращаюсь часто очень усталая (16.02.1894); "Быть мне снова в Киеве целую зиму — страшно, и за ногу страшно, и за нервы" (14.08.1897).

Тяжелая, мучительная болезнь, сложные операции, суровый постельный режим сильно угнетали Лесю. Но было еще творчество — живительный бальзам, который хоть и не залечивал раны, зато успокаивал душу: "Этими днями закончила одну свою повесть. Кончила ее неистово... Сидела над ней до 4-го, а может и до 5-го часа ночи..." (Январь, 1894). Повесть "Одинокий" была написана в рождественские дни. Святой праздник вдохновлял поэтессу на новые свершения, и она обращалась к Музе: "Прилинь до мене, чарівнице мила, І запалай зорею надо мною, Нехай на мене промінь твій впаде..." ("До музи", Киев, 13.01.1894).

В 1897 году рождественские святки ознаменовались программным произведением поэтессы "Слово, чому ти не твердая криця". Небывалый успех вызвала и постановка драмы "Лесная песня". По этому поводу накануне нового 1912 года Леся Украинка писала матери: "Успех "Лесной песни" считаю великим триумфом себе... Я сама неравнодушна к этой вещи, ибо она мне дала столько дорогих минут экстаза, как никакая другая".

В преддверии Рождества у Леси появляется надежда на выздоровление. "Зимний сезон начался так ласково, что я лелею добрую надежду на этот год", — записывает поэтесса в своем дневнике (1893). Пребывая за границей на лечении, Леся уже не может не вспоминать о Киеве. Она грезит "Днепром, садами, горами и красивыми перспективами улиц". (16.02.1898). "Каким там у вас Рождество будет? Наверное, со снегом, морозом и без цветов. А все-таки я б хотела быть на Рождество в Киеве", — пишет Леся матери из итальянского курорта Сан-Ремо (28.12.1901) Да, киевское Рождество необходимо поэтессе для непрерывного рождества ее Веры, Надежды и Любви! Как откровение звучат слова Леси Украинки, обращенные к брату Михайлу: "Жаль, что ты не приедешь на Рождество ко мне! Мы бы вместе послушали эолову арфу перед университетом... И я б снова подумала, что мне восемнадцать лет, что мы живем на Тарасовской, где у меня на столике подснежники стоят, в доме розовый свет, а в сердце ранняя весна..."(30.11.1893)

На постаменте памятника, установленного поэтессе в столице Украины, вырезблены слова одного из ее киевских стихотворений: "Як я умру, на світі запалає Покинутий вогонь моїх пісень, І стримуваний пломінь засіяє, Вночі запалений, горітиме удень..." Не зря Максим Рыльский назвал Лесю Украинку "Жанной д'Арк нашей литературы

Коментарі (0)

Додати смайл! Залишилося 3000 символів
Cтворити блог

Опитування

Ви підтримуєте виселення з Печерської лаври московської церкви?

Реклама
Реклама