Как получилось, что стукачество у нас считается мерзким преступлением?

2009-02-27 12:54 8542 Нравится 4

Всякий, родившийся в СССР, с младенчества усвоил, что нет оскорбления

круче, чем "ябеда". Ябеда - бесспорный враг общества. Ябед ненавидят

дети и не уважают воспитатели. Хотя, казалось бы, должны любить своих

информаторов. Когда дети подрастут, это будет называться уже другим

словом - стукач или доносчик. А это уже - фактически людоед. Но что

означает странное слово "ябеда" и откуда оно взялось?

Впервые "ябедник" встречается в Новгородской летописи от 1218 года и означает - чиновник, судья.

В

словаре Даля встречается "ябедничать и ябедить" в смысле "клеветать,

чернить, возводить напраслину - промышлять ябедой по судам". Чудесные

поговорки приводит Даль: "Ябедника на том свете за язык вешают", "Бог

любит праведника, а черт - ябедника", "Лучше нищий праведный, чем богач

ябедный".

"Ябеда - это клевета", - говорит словарь Ушакова.

"Ябеда - вчинание заведомо неправильных исков", - говорит словарь Брогауза и Ефрона.

Проницательный

читатель уже догадался, в чем дело. А для менее наблюдательных поясню:

во всех дореволюционных определениях ябедничающим назывался ЛЖЕЦ.

Возникает резонный вопрос: в какой же момент слово "ябеда" изменило

свое значение и стало означать то, что мы привыкли под ним

подразумевать? И что мы привыкли подразумевать? Вот Леночка подбегает к

воспитательнице и говорит: "А Колька пластилином измазал занавеску!"

Воспитательница таскает Кольку за ухо, но он возмущен до глубины души

вовсе не этим. "Ябеда! - кричит он Леноче, - Ябеда!" И дети понимают. И

я понимал. А сейчас вдруг задумался. Вы меня извините, я просто пытаюсь

рассуждать вместе с вами. Давайте дадим формулировку, что такое

современное слово "ябеда". Мне приходит в голову только такая:

"Ябедничать - сообщать кому следует правду о неком преступлении для

восстановления обещественной справедливости".

Собственно говоря,

слово "стучать" и "донести" в современном понимании означает примерно

то же самое, что и ябедничать. И ключевое отличие от любых

дореволюционных формулировок одно, но решительное: современный ябеда

сообщает не клевету, а ПРАВДУ. Ту правду, которую некто желал бы

скрыть, поскольку его поступок не легитимен, наказуем. Сообщает ябеда

правду для того, чтобы наказать нарушителя и поучаствовать тем самым в

восстановлении справедливости. Скажем осторожнее: не абстрактной

справедливости (которой наверно и не существует), а той, которая

общепринята в данном обществе в данный момент. А для всего прочего у

нас есть слово "клевета" - его никто не отменял и оно своего значения

не меняло.

Вы следите за мыслью? Мы пока не допустили никаких

логических ошибок? Мы с вами с детства ненавидим ябед и стукачей, но

при этом утврждаем, что уважаем и правду и справедливость. Как же это в

нас уживается? После того, как мы всё назвали своими словами,

становится, согласитесь, как-то не по себе. Чувствуется в нашем

воспитании некая культурно-моральная трещина, к которой мы так

привыкли, что не замечаем. Не замечаем, что одной ногой стоим на одной

стороне пропасти, а другой - на противоположной. Попробуем осмотреться.

Пример первый.

Наши соотечественники, поработавшие в Европе, а особенно в США,

поражены, насколько там принято стучать. Стучат все. Автолюбитель на

автобане готов тут же позвонить в полицию и сообщить ваш номер, увидев,

как вы выкинули на обочину фантик или превысили скорость. Подчиненные

докладывают начальству о прогулах коллег. Сотрудники доносят друг другу

о неполиткорнектных высказываниях, оброненных кем-то... В США очень

почетно являться "добровольным помощником полиции" - человеком, который

считает своим гражданским долгом регулярно информировать полицию о том,

что видит нехорошего на своей улице и среди своих соседей. Ужас!

Выходит, у них как-то все совсем по-другому? Какая-то иная психология?

Как так можно жить?

А вот другой пример. Тоже чуждая нам психология, но в другую сторону:

В

далеких 90-х, в эпоху первых чеченских войн, мой школьный товарищ

рассказал мне историю, услышанную им от кого-то или прочитанную где-то.

В Чечне, мол, обычаи таковы, что если ты выглянул из избы и видишь, как

вор крадет у твоего соседа коня, то сообщить об этом соседу - это

очень, очень некрасивый поступок. Надо сделать вид, что ничего не

заметил. Такой народ, такие обычаи. Дикость этой истории произвела на

меня глубокое впечатлениие. Хотя сегодня у меня есть веские основания

подозревать, что эта страшная сказка - плод первой ксенофобии 90-хх, уж

очень она плохо вписывается в культуру Кавказа. Но дело не в этом. Для

нашего разговора не имеет никакого значения, любопытно само

предположение: допустим, где-то (в Африке, в Хоббитании, на Сириусе)

существует деревня, где сообщить родному соседу о том, что его

обворовывает какой-то незнакомый тип - большой позор, стукачество,

ябедничество и общественное порицание. Вопрос: как мы с вами должны

относиться к такой деревне и таким обычаям? Мы готовы согласиться с

тем, что это - мерзкое стукачество?

Вот тут-то и начинается

самое интересное. Потому что моральная пропасть, пролегающая через наше

воспитание, оказывается бездонной. Выходит, не любое стукачество - это

стукачество, и не любой донос - донос? Что, в принципе, логично,

поскольку сообщить "правду для торжества справедливости" - по сути

своей благородное дело. Тогда давайте попытаемся нащупать критерий. Что

же является признаком стукачества, доноса и ябеды?

Чтобы понять

это, я попросил друзей в интернете дать свое определение слову "ябеда",

"стукач" и "доносчик". И по большому счету все определения получились

похожими. По крайней мере, практически никто не сказал, что ябедничать

- это клеветать, но все в целом подразумевали, что ябедничать - плохо.

У каждого были свои вариациями, которые подчеркивали гнусность явления.

Эти вариации хотелось бы рассмотреть, может в какой-то из них и кроется

критерий?

1) Это мерзкий поступок потому, что производится тайно, исподтишка.

А так ли это? Мы привыкли с детского сада, что "Колька мажет

пластилином занавески" может быть сказано и на ухо воспитательнице, и

вслух при всей группе, но все равно сказавший - ябеда. И если вы в

метро нажали кнопку громкой связи с машинистом чтобы сообщить о

карманнике, который обшаривает пьяного, то вы для него все равно стукач

- сообщили ли вы это на весь вагон или попытались нашептать тайно. У

кого остались сомнения - давайте вернемся в нашу деревню на Сириусе.

Итак, у вашего соседа крадут коня. Но вы не имеете возможности

высказать вору личное "фе" или разбудить соседа при нем. Почему? Не

важно. Допустим, у вора пулемет (а у соседа два), а у вас ничего такого

нет, и вы вообще вскочили с постели в одних подштанниках. А может,

сосед живет за горой, а вы смотрели на звезды в телескоп и случайно

увидели, что делается в его дворе. И тогда вы звоните соседу по

мобильнику - незаметно для вора. Теперь отвечайте: это - стукачество?

Донос? Ябедничанье?

2) Это недостойный поступок потому, что производится ради личной выгоды: занять

чужое место, сыскать благорасположение. Так ли это? А как быть со

стукачеством в лице германского автомобилиста, который закладывает

полиции нарушителя? Выгоды от этого ему явно никакой. Или он не стукач

в нашем понимании?

3) Это трусливый поступок, потому что

ябеда просит для себя (или не для себя) защиты у сильных, поскольку сам

решить проблему не в силах. Не очень понятно, почему это

плохо. В конце концов, для того и выдуманы специально обученные лица,

чтобы решать проблемы вместо своих граждан. Кроме того, не всегда

имеется возможность решить проблему самостоятельно, особенно в рамках

современной цивилизации. Кулаками, бензопилой и хамским голосом еще

можно прогнать ворующего лампочки в подъезде, но нельзя отобрать

лицензию у продуктового магазина, повадившегося сбывать просроченные

товары со свалки, или запретить пьяному два года садиться за руль.

Давайте тогда рассмотрим третий пример.

Допустим,

у вас в интернете есть любимый форум. Большой форум, несколько тысяч

человек. Он посвящен... да какая разница? Породе вашей собачки. Или

вашей любимой игре. Вы фактически живете на этом форуме 3 года. И все

прочие обитатели вам давно родные. Три раза в год вы собираетесь на

тусовки форумчан. К вам приезжают гости из других городов и вы ездите к

ним в гости. И даже со своей женой/мужем вы когда-то познакомились

именно здесь. Короче говоря, это ваш любимый мир. И вдруг вы заходите

на форум и видите объявление какого-то забежавшего козла: "Это не спам,

это деловое предложение! Жми сюда и выиграй 100000$ в онлайн-казино!".

Или "вы все лохи и ублюдки, ваш форум - кал!" Или "сдохни сука драная,

лучшеб тибе не рождатцо" в ответ на письмо местной девочки, что у нее

день рождения, и она на минутку отошла от праздничного стола поделиться

счастьем. А рядом, как водится, кнопка "пожаловаться модератору". Это -

тайная кнопка, козел никогда не узнает, кто настучал. Зато это будет

знать модератор, возможно, начнет вас больше уважать, а со временем

даст модераторские полномочия или иные привилегии. При том вы прекрасно

понимаете, что сами не в силах удалить эту грязь (пока не вернулась

именинница) и наказать козла (например, закрыв ему доступ сюда). Как

видим, все условия "мерзкого" поступка соблюдены. Вы все еще готовы

нажать кнопку? Если да - вы же, выходит, стукач? Доносчик? Ябеда? Нет?

Уже нет? В интернете уже нет, а на улице - еще да?

Вот тут мы и

нащупали заветный критерий. Безусловно, стучать и ябедничать - это

сообщать правду в целях восстановления справедливости. Но не любой

справедливости, а - чуждой нам. Если вы сообщили на партсобрании

завода, что вчера Петров рассказывал в курилке политические анекдоты -

то вы сказали правду ради справедливости, четко прописанной в УК. И

Петров совершенно справедливо сядет на десять лет за антисоветскую

агитацию. И для всех тех, кто считает справедливым действующий УК - вы

непримеримый борец за правду и светлое будущее. А для тех, кто этот УК

люто ненавидит, - вы стукач, гнида и ябеда.

И тогда становится

понятно, кто такой "добровольный помощник полиции" в США - это человек,

который считает свою улицу своим домом, где не позволит посторонним

выкидывать фантики и разрисовывать заборы. И становится понятна

психология сотрудника, который докладывает начальству о чьих-то

прогулах. Для него фирма - родной дом, а прогульщик - человек,

разрушающий дом. Так бабушка у подъезда готова рассказать вернувшейся с

работы женщине, что нерадивая нянька бросила ее ребенка возле дома

голодного, а сама уходила на полдня в кино. Потому что это - ее родная

соседка, а что касается няньки - гнать такую няньку от дома подальше.

Из

всех определений ябеды и стукача, что мне сообщили в интернете, больше

всего запомнился ответ Спейса: "это человек, ставящий вертикальные

отношения выше горизонтальных"...

Возникает вопрос: а как так

получилось, что в России стукачество и ябедничество традиционно

считается самым мерзким преступлением? Ответ прост: в России всегда и

во все времена ненавидели власть. В Древнем Риме - гордились властью.

Американцы - обожают историю своей власти. Немцы - ценят "ордунг". А в

России власть традиционно ненавидят. В России не было ни одного царя,

президента или генсека, о котором после смерти не начинали всенародно

говорить те жуткие гадости, которые боялись сказать о нем при его

жизни. В России власть всегда была народу НЕ РОДНАЯ. Любые вертикальные

отношения в России принято считать заведомо преступными, потому что они

всегда наносят вред горизонтальным. И в царскую эпоху, и при

социализме, и сегодня. Ведь только на Руси есть поговорка "от тюрьмы не

зарекайся" - лаконичный диагноз беспредела. У кого-то полицию любят и

уважают, а у нас ментов - ненавидят. Для кого-то полицейский друг и

защитник, а для нас мент - враг и бандюга. Ябедничать? За минувшую

сотню лет у нас половина страны успела отсидеть в тюрьмах и лагерях.

Причем большинство - по доносу. Как им любить доносчиков? А остальные -

те, что успели вдоволь пообщаться с отсидевшими и усвоить моральные

законы, принесенные из-за колючей проволоки, - за что им уважать

стукачей? Как их детям и внукам не сделать слово "ябеда" самым страшным

ругательством в саду? Последний штрих, подтверждающий правоту нашей

догадки: а ведь даже на зоне не всякий стукач - стукач. Стукач только

тот, кто сообщает правду "вертикально". Если ты заметил, что в твой

родной хате пока все спали какой-то сучонок принялся крысятничать,

разве по всем понятиям это будет в натуре стукачеством, заложить гада

однокамерникам, справедливым авторитетам? Вот такая у нас треснутая

мораль, так мы с ней и живем.

Я честно скажу - ничего не

утверждаю, ни за что не агитирую. И мне самому было страшно заглянуть в

ту моральную пропасть, к которой мы привыкли с детства. Я сам воспитан

ненавидеть стукачей, и ничего мне уже с этим воспитанием не поделать до

конца жизни. Мне отвратительны американцы, стучащие начальству на

коллег, и немцы, доносящие полиции о том, кто как едет рядом по

автобану. Но есть факт, который отрицать нельзя: чем роднее гражданину

власть своей страны, тем больше у него желания считать страну своим

домом, а прочих сограждан - своей семьей, и тем чаще у него возникает

абсолютно искреннее желание сообщить власти правду о замеченных

мерзавцах, которые в родном доме вздумали гадить. И семья сограждан не

осудит такого человека, не назовет его ни ябедой, ни стукачом. Если ваш

дядя - шериф, ваш отец - начальник автобана, и сами вы строили этот

автобан своими руками, не будет стукачеством сообщить, чтоб оштрафовали

приезжего козла. Если вы с братом организовали фирму, десять лет

работали без сна и еды, пока вышли на приличный уровень, и вот какой-то

нанятый вчера сисадмин третий день прогуливает работу, а сервера в

бухгалтерии лежат... разве стукачеством будет сообщить брату,

заведующему кадрами?

И что самое печальное: ведь понятно, что в

здоровом и справедливом обществе вертикальные связи должны быть крепче

горизонтальных. Да и какие горизонтальные связи могут быть с людьми,

нарушающими общественный закон? И чисто теоретически, Россия должна

когда-нибудь подняться до той же организации социума, как в Германии и

США. И тогда стучать на дорогах и сообщать начальству о прогулах станет

так же просто и естественно, как сообщить соседу, что у него крадут

коня, или модератору, что на форуме завелся чужой. Вот ведь удивительно

выходит, правда?

Автор Леонид Каганов

Источник www.razgovor.org

Комментарии (2)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
  • А может всё-таки это наше воспитание, менталитет?

    • Анна2009-02-27 13:18

      МногА букфф, но одолела. Ну, в отношении водителя на немецком автобане, я бы сказала, возмущение, по нашему менталитету вполне справедливое. а слабо самому сделать замечание и "предупредить" о возможных последствиях? Точно так же можно сделать замечание нерадивому сотруднику или поймать за руку вора в метро. Я такие ситуации наблюдала не раз. Я понимаю прекрасно, что иногда люди не хотят прислушиваться, и приходится применять такие меры, как "стукачество". Но изначально, это от трусости происходит или от желания "подсидеть" провинившегося, а не по "порыву души".

      Создать блог

      Опрос

      Как считаете, инициированные законодательные изменения Владимиром Зеленским это...

      ГолосоватьРезультатыАрхив
      Реклама
      Реклама