Чаще всего здание по Ярославовому Валу, 1 называют Замком барона или Домом со шпилем, реже — Замком барона Штейнгеля или Домом графа Сальве. Лакомый кусочек в центре Киева уже давно служит лишь «красивой картинкой»: после выселения жильцов коммунальных квартир в нем обитает охрана.
Почти наполеоновские планы на этот дом у руководителя комиссии Киеврады по вопросам культуры и туризма Александра Бригинца.
— Из него получился бы отличный музей, — рассказал «Новой» г-н Бригинец. — Начал узнавать, почему он пустует, и думаю, с какой стороны к нему подступиться, чтобы его не увели. Идеальный вариант, если бы здание выкупил кто-то из претендентов на пост президента и передал дом Киеву под музей. Возможно, там была бы неплохая картинная галерея.
Культовые здания столицы должны служить всем горожанам. Тем не менее таковых уже не осталось. Замки стали резиденциями и судами. И почему было не оставить в Кловском дворце Музей истории Киева (см. «Новая», №320 от 19.10.09 г.)? Если в других дворцах есть или планируется экскурсионный «мизер», то в Замок барона даже за этим не подступишься. Охрана не пускает. Но те, кому удалось ранее побывать в доме, описывают красоты каминов, лепнины и остатков былой роскоши. Туда добавился и дух коммунальной квартиры — жильцов выселили в начале тысячелетия.
Замок заслуживает экскурсий. Он отнюдь не принадлежал барону Штейнгелю, особняк которого был рядом, — просто дом, выросший в 1898 г., люди тоже считали собственностью барона. Помещик Подгорский решил удивить город чем-то экзотическим — проект замка ему представил инженер Николай Добачевский. То, что дом выглядел как картинка из сказки, сыграло с Добачевским злую шутку. Лирические новации мастера не всем пришлись по душе, и он вынужден был покинуть город. Подгорский прожил в замке пару лет и неожиданно скончался. Здание приобрел дворянин Карл Ярошинский. Позже его владельцем стал сахарный король Лев Бродский. В советское время дом национализировали. Несмотря на все перипетии, внешний вид одного из первых сооружений киевского модерна остался почти без изменений.