Еще с детства я помню, как, проезжая по Брест-Литовскому проспекту, переименованному затем в проспект Победы, я засматривался на яркие цветные панно в районе метро КПИ. И сегодня здесь можно видеть сразу шесть мозаичных композиций, выполненных на торцевых стенах жилых домов. На одной из них расцветают киевские каштаны, окруженные звездными гроздьями космических метеоров. На другой изображен человек с мечом – он отражает атаку черного демона войны, от которого испуганно спряталось солнце. Третья стена демонстрирует мирный труд металлурга, механика и инженера – причем их фигуры были выполнены так ярко и живо, что радуют глаз одним сочетанием мастерски подобранных цветов. Четвертый дом украшает красиво стилизованный герб Украинской ССР, а на двух оставшихся зданиях можно видеть орнаментальные мотивы, традиционные для украинского и древнерусского искусства.
Тогда, в детстве, казалось, что какой-то великан накинул на жилые многоэтажки свои огромные яркие ковры. Впоследствии я узнал, что это сравнение не так далеко от истины. В работе над монументальными панно, выполненными в 1967 году, в "шелестовский период", активно участвовали знаменитые мастера Иван и Мария Литовченко (наряду с В. Ламахом, Е. Катковым, В.Прядкой), которые прославились грандиозными гобеленами – некоторые из них украшают сегодня интерьеры библиотеки имени Вернадского. Оформляя Дворец культуры для работников Чернобыльской АЭС, эти художники сумели вплести алюминиевые трубы в текстильную фактуру гобелена. Эта работа, известная далеко за пределами Украины, оказалась безвозвратно утерянной – а вот дома на проспекте Победы хорошо известны в фотокаталогах западных ценителей художественной архитектуры.
Шесть панно на проспекте Победы – самые известные образцы этого своеобразного жанра, но в целом Киев украшает множество подобных работ. Достаточно вспомнить композицию на заводской стене, на углу Константиновской и Еленовской улиц. К сожалению, вандалы попортили этот художественный памятник, пытаясь отбить нарисованные на нем серп и молот. А на Троещине при строительстве Первого жилмассива использовались специальные технологии покраски и облицовки, позволявшие покрывать рисунками огромные шестнадцатиэтажки.
Многие смелые решения "советского монументализма" пришлись не по нраву тогдашним чиновникам, и