Жемчуг: история сквозь века

2009-12-16 22:08 9841 Нравится 6

Хотя

жемчуг нельзя описать, его, несомненно, можно жаждать приобрести. С

древности считавшийся одним из самых ценных и разыскиваемых сокровищ,

жемчуг был неотъемлемым атрибутом монархов, находил приятное место на

груди королев и модных дам, а также обретал выдающееся место в коронах,

кольцах, бусах, серьгах, ремнях, пряжках и сундуках с драгоценностями

миллионов людей.

Г.Драпер-Жемчуг Афродиты

Старейшей

сохранившейся записью о жемчуге принято считать следующее предложение в

истории короля Шу: «В 2206 году (до н. э.) король Ю получил жемчуг как

дань с реки Хуай…».

В Китае сорок два века назад жемчуг был своего рода атрибутом Табели о

рангах: сановники при дворе императора обозначались либо шариком

нефрита, либо бирюзы, либо коралла, а самый высокопоставленный носил на

головном уборе жемчужину.

Индийские, персидские и арабские правители сражались на смерть за право

контролировать месторождения жемчуга, одно из крупнейших из которых

было расположено в заливе Манаар. Находясь под контролем персидских и

арабских правителей до шестнадцатого века, эта область была источником

национального благосостояния и могущества. Затем этим регионом около

столетия владели португальцы, но только до бурного возвращения персов,

вновь занявших место лучших в мире ловцов жемчуга.

В Междуречье, между реками Тигр и Ефрат, одном из захоронений,

относящихся к середине третьего тысячелетия, было найдено семь

жемчужных цветов на длинном стебле. Символика деталей предназначалась

для защиты человека от различных бед.

В короне Шахиншахов Ирана дома Пехлеви насчитывается 3380 алмазов, 369

жемчужин и пять изумрудов от шестидесяти до ста карат каждый.

Жемчугом очень славилась Центральная Америка. На месте современного

Мехико испанские завоеватели в свое время нашли тысячи

исполинов-идолов, покрытых жемчугом. Жемчугом там украшались даже стены

и потолки величественных храмов, скульптур и другие произведения

культуры. Завоеватели нередко находили в храмах потайные комнаты,

целиком заполненные серебристым самоцветом.

Нигде

не было и нет такой устойчивой моды на драгоценные камни, как в Индии.

Вот что писал английский путешественник Т. Роу об украшениях, надетых

индийским императором Джахангаром в 1616 году по случаю его переезда в

другой город: «На голове у него был богатый тюрбан из пышных перьев

цапли; с одной стороны был подвешен рубин без оправы размером с орех, с

другой стороны — равный по величине бриллиант, в середине — изумруд в

форме сердца, но крупнее, чем первые два. Пояс был перевит цепочкой

хорошего жемчуга, рубинов и просверленных бриллиантов; на шее у него

висела цепочка из трех самых драгоценных двойных жемчугов, таких

больших я никогда не видел...» . А в одной из комнат покоев императрицы

Виджаянагара стояла кровать с жемчужными стойками шириною в пядь.

По

совету греческого философа Аристотеля, Александр Македонский перед

нападением на Индию прежде всего захватил остров Сокотру, который

славился красивым черным жемчугом. Черные жемчужины восхитили

полководца, и, соединив их с ослепительно-белыми и слегка розоватыми,

он послал те и другие в Грецию. После этого началось повальное

увлечение схожими коллекциями.

Когда эту область завоевали римляне, они проявили ненасытимую любовь к

жемчугу. По-латыни жемчужина звучит как «маргарита», и изначально этим

словом римляне называли нечто любимое. Лучшие жемчужины в Риме

именовали «унио», что означает «нечто уникальное».

Жемчужная эссенция позволила однажды египетской царице Клеопатре съесть вдвоем с Марком Антонием самый дорогой в мире ужин.

Хитроумная Клеопатра заказала обычный царский ужин, предварительно

заключив пари с Марком Антонием на ужин стоимостью в несколько

миллионов. Пиршество приближалось к концу, и Марк Антоний готовился

торжествовать победу, пока Клеопатре не дали бокал с уксусом, в который

она опустила свою серьгу с красивой крупной жемчужиной, пригубила

глоток и с торжеством посмотрела на проигравшего Антония. Этому случаю

итальянский художник Тинторетто посвятил свою знаменитую картину.

Такая добродетель, как сдержанность, вряд ли ассоциируется с жизнью

Древнего Рима, и страсть к жемчугу также принимала форму

необузданности. Властители-щеголи использовали жемчуг для украшения

самых неожиданных частей тела, причудливых драпировок одежды,

великолепных костюмов и блистательных аксессуаров. Неудивительно, что

Цезарь, Нерон и Калигула были пламенными поклонниками всего этого.

Император Аврелий украсил жемчугом диадему, которая, став короной,

усложнилась целым рядом подвесок, спускавшихся над ушами и унизанных

жемчугом и драгоценными камнями. Даже в те далекие времена новобрачных

связывали жемчужным ожерельем, которое служило символом супружеской

верности.

Римские императоры предпочитали украшать жемчугом не только одежду, но обувь, мебель и другие предметы.

Римляне были настолько влюблены в жемчуг, что, как пишут историки, они

обменивали золото на жемчуг, так что торговый баланс Рима был серьезно

нарушен.

Но когда Рим был разграблен готами и вандалами, жемчуг его сокровищниц

рассеялся. Потеряв ценность на долгое время, жемчуг, однако, сумел

снова заявить о себе в католическом искусстве и архитектуре. Считаясь

символом любви к Богу, он занял место в церковных облачениях, алтарях и

других атрибутах культа.

На

протяжении большей части мрачного Средневековья распространение жемчуга

имело препятствия. Ситуация изменилась лишь тогда, когда крестоносцы

стали возвращаться со Святой земли в XII-XIII-ом веках. В тот момент

рыцарство начало процветать и распространяться во многих странах

Европы. И вместе с тем мода носить жемчуг возродилась.

Сильным мира сего подносили напитки в перламутровых сосудах или же

опускали в вино жемчужины, подобно королю в трагедии Шекспира «Гамлет».

«Король его здоровье будет пить. Сейчас в бокал жемчужину он бросит

ценнее той, которую в венце четыре датских короля носили.» .

Аньоло Бронзино Лукреция Панциатичи (1540)

Эпоха

Ренессанса способствовала возобновлению интереса к жемчугу и желанию

приобрести его в качестве личного украшения. Это было обусловлено тем,

что Ренессанс и сам по себе был периодом процветания и изобилия

высокого творческого мастерства.

Христофор Колумб не только открыл Америку. Во время своей третьей

поездки он привез в Старый свет мешки жемчуга, который выменял вдоль

берегов Венесуэлы. Позже Панама и Калифорнийский залив также стали

источниками добычи этой природной драгоценности, и французы, итальянцы,

австрийцы, англичане бросились покупать жемчуг — много жемчуга.

Аньоло Бронзино Портрет Эльоноры ди Толедо и ее сына Джованни де Медичи (1550)

Мария

Медичи на крещение будущего короля, сына Людовика XIII, надела платье,

украшенное тремя тысячами алмазов и тридцатью тысячами жемчужин.

В XVI веке самыми лучшими в Европе считались жемчужины из приданного

французской королевы Екатерины Медичи. После замужества она подарила их

шотландской королеве Марии Стюарт, а впоследствии они стали достоянием

английской королевы Екатерины I.

Но, вероятно, всех их превзошла английская королева Елизавета I,

имевшая такую страсть к жемчугу, что она почти всегда носила более семи

нитей бус, некоторые из которых доходили до колен. Королева Елизавета

также была почетной владелицей украшенного тремя тысячами жемчужин

платья.

1579

году с острова Маргарита в Карибском море (так остров был назван в

честь маргариток — жемчужин, в изобилии водившихся вокруг него)

испанскому королю Филиппу II была привезена удивительнейшая белая

жемчужина «Перигрина», величиной с голубиное яйцо, совершенной

грушевидной формы и несравненного перламутрового блеска. Король уплатил

за нее сто тысяч франков. Впоследствии испанский конкистадор Наньес

передарил «Перигрину» английской королеве Марии Тюдор. Однако после

смерти королевы жемчужина вновь вернулась в Испанию, но в 1813 году

была вывезена из нее королем Жозефом Бонапартом. Чуть позднее ее купил

английский лорд Гамильтон и подарил своей красавице жене. Ныне

«Перигрина» опять хранится в Испании. Сферичность ее настолько

идеальна, что она скатывалась с любой плоскости при малейшем наклоне,

за что и получила название «Перигрина», что означает путешественница.

Королевскому французскому дому принадлежит жемчужина «Регент»,

«превосходной игры и воды», величиною с голубиное яйцо, и свыше

четырехсот жемчужин самого высшего класса, весом по 320 гран каждая.

Все эти драгоценности принадлежали французской императрице Евгении,

жене Наполеона III.

В замке Тауэр, старинной резиденции английских королей, хранится

британская имперская корона из тридцати четырех самоцветов, двухсот

семидесяти семи жемчужин и не менее трехсот бриллиантов.

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900-е

Платье женское бальное (лиф, юбка). Принадлежало императрице Марии Федоровне.Россия, 1886-1891 гг. Украшено жемчугом.

Принцесса Мария Эдинбургская (1875-1938), королева Румынии. 1935 Принцесса Алиса Олбани (1883-1981), графиня Атлон. 1950-е

Жемчуг

в основном принадлежал членам европейских королевских домов. Но

изменение социального состава богатых людей повлияло и на состав

владельцев жемчуга. Жители ранних американских колоний имели меньше

жемчуга, чем европейцы. Но вскоре эта ситуация изменилась. К середине

XIX-го века признаком богатства считались бриллианты, но самые знатные

дамы имели хотя бы одну нить высококачественного жемчуга. К 1890-м

годам, когда модно было выглядеть напоказ пышно, популярность жемчуга

резко взметнулась вверх. Сначала владельцами жемчуга были не известные

ювелирные дома, а отдельные состоятельные люди, как некий Уильям

Вандербилт, привозившие знаменитые жемчужные нити и дарившие их своим

женам и дочерям. На смене XIX-XX веков богатые европейские женщины

соревновались за право обладать наибольшим количеством жемчуга и

украшать себя им.

Замечательно,

что жемчуг, оставаясь классическим украшением, никогда не выйдет из

моды. «Жемчуг всегда прав», — сказала Коко Шанель, и сделала жемчуг

наиболее демократичным украшением, которое идет любой женщине и

подходит к любой одежде.

Она первая утвердила сочетание белого жемчуга с черным свитером, темным

элегантным жакетом, маленьким черным платьем. Шанель считала жемчуг

фаворитом своих коллекций и носила множество жемчужных ожерелий

одновременно. Ее визитной карточкой является длинная нить жемчуга,

свисающая до самого живота. Теперь же с легкой руки Коко Шанель жемчуг

стал необходимым дополнением и к деловому костюму, и к вечернему

платью.

Комментарии (1)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Как считаете, коронавирус, вызывающий COVID-19, был создан искуственно?

Реклама
Реклама