Психология цвета

2009-12-09 10:22 1 007 Нравится 3

Не случайно вопросами психологии цвета занимались такие видные

теоретики искусства и художники, как Гёте, Леонардо да Винчи, Делакруа,

Кандинский, Алпатов, Грабарь и др.

Разные цвета являлись и

являются символами жизни и смерти, ими выражают радость и горе. Следует

однако отметить, что у разных народов один и тот же цвет нес

неодинаковую эмоциональную нагрузку.

Сегодня любая абсолютизация и канонизация цвета, даже имевшая

достаточные основания в прошлые века, выглядит достаточно спорной и

сомнительной. Многие авторы, отмечая совершенно правильное

психологическое воздействие цвета на человека, тем не менее слишком

категоричны в своих определениях Можно только признать, что, кроме

основных характеристик цвета (цветового тона, светлоты и насыщенности),

существуют и другие, в основе которых лежит его эмоциональное,

психологическое восприятие. Принципиально разные ощущения вызывают у человека, например, теплые и холодные цвета, легкие и тяжелые п т. д.

Конечно, мы

воспринимаем различие теплых и холодных цветов потому, что привыкли

цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды или льда

связывать с ощущением холода. С другой стороны, оранжево-красный

цвет даже в небольших количествах выделяется гораздо сильнее, чем синий

или сине-зеленый. Мы его воспринимаем как активный, а синий и зеленый —

как цвета пассивные.

Цвет

оранжевый или охры как бы приближает к нам окрашенные предметы, в то

время как легкие сине-зеленые цвета как бы удаляют их от нас. В

значительной степени взаимодействие цвета на человека зависит от того,

к какому объекту этот цвет относится, что изображает, в каком окружении

находится. И тем не менее, например, одни цвета можно все же смело

характеризовать как легкие, а другие — как тяжелые. К первым, более

прозрачным, воздушным, обычно относят светлые, менее фактурные,

холодные, напоминающие цвет неба, дали, воздушного пространства. Ко

вторым следует отнести цвета темные, малонасыщенные, с активной

фактурой, плотные (коричневые, черный, темно-серые и др.). Тяжелые

цвета как бы напоминают цвет земли.

Любопытно еще одно обстоятельство: понятие теплоты цвета относительно. Так,

карминно-красный цвет по отношению к оранжевому выглядит холодным, но

воспринимается теплым по отношению к синему. Следует отметить и то

обстоятельство, что противопоставление теплых и холодных цветов

является основой взаимодействия цветов в искусстве . Даже легкое

контрастирование цветов в указанном плане поднимает и активизирует эти

цвета, делает их звучание богаче и ярче.

Восприятие цвета

Любой

предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаём только благодаря

цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине

объекта. Мы можем "превратить" их в оранжевый апельсин, красный помидор

или зеленое яблоко, окрасив в соответствующие цвета.

Изменение оттенков неба, земли и воды в зависимости от цвета освещения

В

сумерки наиболее ярким кажется зеленый цвет. С наступлением темноты

красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено-голубые цвета светлеют.

Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

В

солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их

получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все

цвета радуги.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Многоцветие живой природы по-своему радует нас во все времена года.

Каждому

времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с

другом красок. Вы можете остановить свой выбор на нежных весенних и

сочных летних, ярких осенних и приглушенных зимних тонах. В творческой

работе придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки

получатся действительно красивыми.

Весной

природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и

весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового,

розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для

контраста - цвет молодой зелени, маково-красный и приглушенный

коричневый.

Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют

травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый

цвета. К каждому локальному цвету подбирается богатая гамма

разнообразных сложных оттенков.

Осеннюю

палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие

свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах

синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные

красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в

сочетании со светлыми охристыми тонами.

Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои.

Для

зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового,

сияющие синеватые тона льда, контрасты белого и черного цветов.

Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные. Романтический образ

зимы помогут создать нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными

серыми оттенками.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Как считаете, коронавирус, вызывающий COVID-19, был создан искуственно?

Реклама
Реклама