Пьедестал для автомобилей

2009-12-05 12:44 663 Подобається 2

Относительно этих памятников не ведется дискуссий на тему, сносить их или нет. Они приемлемы для всех – левых и правых, консерваторов и прогрессистов, "незалежников" и "европофилов", и даже для пешеходов. Хотя, если вспомнить строки Ильфа и Петрова, эти памятники поставлены в честь самых заклятых врагов пешеходов – в честь автомобильного транспорта.

На пьедестал – своим ходом

Традиция увековечивания техники берет свое начало где-то с конца тридцатых годов. Хотя сначала это была преимущественно военная техника. Можно, например, вспомнить памятник-броневик, стоявший до войны в районе Европейской площади. Потом много чего ставили на постаменты: первые трактора и комбайны, списанные истребители "МиГ" и паровозы. Снова-таки ставили на постаменты бронетехнику: от танков до самоходных орудий – видимо, в стране был ее явный переизбыток. И первые автомобили тоже начали ставить в память о войне. Некоторые источники говорят, что первую полуторку установили на постамент в 1968 году в Орле, после чего пошла повальная мода устанавливать грузовики наравне с танками. До Киева она докатилась в 1985 году, когда в районе Московской площади возле дома детского творчества (бывший клуб им. Фрунзе) был установлен памятник воинам-автомобилистам и дорожникам.

Трудно сказать, принимал ли участие украшающий Московскую площадь ЗиС в Отечественной войне, однако изготовлен он был в начале 1941 года, а обнаружили его случайно в конце семидесятых во внутреннем дворе обувной фабрики. Несмотря на пожилой возраст, трехтонная машина еще бойко ездила по территории фабрики, перевозя материалы. Ее восстановили и отреставрировали, и в 1985 году на пьедестал памятника знаменитая трехтонка въехала своим ходом. Согласно народной легенде, ее хоть сейчас можно завести, и она поедет.

По традиции, каждый год 9 мая около памятника играл военный оркестр, приезжали пожилые автомобилисты и возлагали цветы. Но в 2006 году автомобиль самым удивительным образом исчез – лишь для того, чтобы после протестов общественности вернуться назад через полгода, без каких-либо объяснений со стороны властей. Кстати, в последние годы возле памятника, бывает, собираются байкеры, стартуя на какие-то свои, непонятные непосвященным, выезды.

Малолитражная гордость страны

Если и существует понятие "народный автомобиль", то для нас долгие годы это были незатейливые модели Запорожского автозавода, ЗАЗ-965, объекты насмешек и анекдотов, но и не только. Вряд ли сейчас какая другая модель пользуется большим спросом как носитель уличной рекламы. "Запорожцы", надежно припарковавшись на тротуарах, рекламируют все – от заведений общепита до парикмахерских. А сколько их установлено в качестве элемента дизайна на заправках, стоянках, да и просто где угодно! Видимо, здоровый патриотизм подстегивает желание увековечить какие-никакие, но все же заслуги отечественного автопрома. И это не только украинский феномен. В российских Москве и Тольятти установлены памятники "копейке". В Югославии тоже есть монументы своей малолитражке – "Юго". В Венгрии штампованный из пластмассы "Трабант" бережно сохраняется в парке тоталитаризма как символ крайне некачественного ширпотреба коммунистических времен. Но самый центральный столичный памятник первому отечественному "горбатому" ЗАЗ-965 можно найти возле здания автодорожного техникума на Васильковской улице. Покрашенный в патриотические желто-голубые цвета, он взирает на студентов, которым уже, наверное, никогда не придется осваивать столь "крутую" технику. Разве что в антикварных салонах, куда, несомненно, со временем перекочуют наши "горбатые". Все-таки главный принцип настоящего антиквариата заключается в том, что коллекционная стоимость предмета всегда обратно пропорциональна потребительской ценности.

И если мы выше уже вспоминали о байкерах, то вскользь отметим и памятник мотоциклу, который понемногу уходит в историю. На мотоцикл "Днепр" как историческую реликвию можно полюбоваться возле киевского мотоциклетного завода на углу Мельникова и Дорогожицкой. Да, были же мы когда-то и городом-родиной мотоциклов, выпускаемых ныне ведущим предприятием в количестве нескольких десятков штук в год, да и те не отвечают многим сегодняшним требованиям.

Мусоровоз на почетной стоянке

Отдельно нужно вспомнить о возведенном на пьедестал мусоровозе как малоизвестном памятнике нашего города, к тому же не имеющим прецедентов в стране. Рвущийся ввысь мусоровоз находится в Киеве, недалеко от кладбища Берковцы у главного офиса предприятия "Киевспецтранс". Он установлен в 2004 году по случаю 35-летия славного "Киевспецтранса" и 10-летия Украинской ассоциации автопредприятий санитарной очистки и представляет из себя машину образца шестидесятых, большую часть которых в городе уже заменили более новыми моделями. Традиция установки на пьедесталы тракторов и комбайнов получила довольно неожиданное продолжение – но почему бы и нет? Такие машины десятилетиями жили бок о бок с киевлянами, с восходом солнца будили жителей хрущевок своим грозным жужжанием – неужели они не заслуживают памяти?

Забронзовевший джип

Единственное, наверное, место, где для памятника использована не реальная машина, а отлитый в бронзе автомобиль – это Южная Борщаговка, недалеко от остановки трамвая №1 "улица Булгакова". Это не просто памятник – рядом в братской могиле похоронены останки 74 советских солдат, погибших при освобождении города в 1941 году.

Как позже вспоминал архитектор памятника Николай Кислый, раньше здесь стоял традиционный бетонный солдат со знаменем. Но когда рядом проложили трассу, композиция оказалась "спиной" к дороге. Поэтому солдата заменили на бронзовый памятник. Автомобилист на бампере джипа как бы поминает погибших товарищей – с поникшей головой он смотрит на обелиск. Композицию открыли ко Дню освобождения Киева в 1985 году. Этот монумент – чуть ли не единственный, поставленный в советские годы, на котором увековечивается "не наша" военная техника, а американский "Виллис", полученный по ленд-лизу. В 1994 году памятник был осквернен – похитили табличку с фамилиями погибших, а вместо нее положили простую гранитную плиту, безымянную. Вспомним хотя бы тех, чьи имена сохранились в памяти – это рядовые Бурков, Воразашвили, Машин и Рыкул, курсант Клевентенко, ефрейтор Путин.

Впрочем, за будущую судьбу этого монумента можно не переживать. Как уже говорилось, горожане любят свои "автомобильные" памятники.

Коментарі (0)

Додати смайл! Залишилося 3000 символів
Cтворити блог

Опитування

Ви підтримуєте виселення з Печерської лаври московської церкви?

Реклама
Реклама