Явление «украинского Эрмитажа»

2009-12-03 01:22 456 Нравится

В субботу официально открылся главный музей Украины и мечта Ющенко –

«Мистецький Арсенал». Увы, размах его пока скромен

В «Арсенале» работает лишь левое крыло здания – то же, в котором и так уже

проводили выставки и концерты: никаких центров развития искусств, детского

городка, отеля и прочего обещанного нет и в помине.

Тем не менее, на презентацию патронируемой президентом «стройки века»

съехались все. Даже те, кого не звали. У рамок металлодетекторов охранник вел

беседу с невесть как пробравшейся через два милицейских кордона троицей. Две

«жіночки» и мужчина средних лет пришли без пригласительных, зато в вышиванках, с

потрепанными кулечками с изображением «нашеукраинской» подковы и желанием

посмотреть, что же это все-таки за чудо такое – «Мистецький Арсенал».

Фотогалерея:

Главный музей Украины и мечта Ющенко – "Мистецький Арсенал"

Диалог зашел в тупик: без пригласительных нельзя, даже если очень хочется.

Положение спасло прибытие высоких гостей. К рамкам прошествовали Павло Мовчан,

Иван Драч, Лилия Григорович, Мыкола Жулинский…

– Микола Григорович! Ми голосували за президента, а нас не пускають! –

бросились наперерез «жіночки» и… заключили потенциального спасителя в объятия.

Не растерявшись, обниматься к Жулинскому пошел и охранник: зажав растерявшегося

академика так, что не вырваться, улыбаясь поинтересовался: «Миколо Григоровичу,

ви знаєте цих людей?». В итоге, «самозванцы» под патронатом Жулинского все же

прошли в «Арсенал». А сама ситуация, кажется, задала тон всему мероприятию –

никто не понимает, что происходит, но все улыбаются и думают о высоком.

Первыми выставку «De Profundis» («Из глубин…») пошли осматривать самые

высокие гости: премьер в белом, секретарь СНБО в золотом, глава секретариата

президента – в «помаранчевом». Ну и сам президент – в мыслях… Часть из них он

озвучил, попросив не судить строго за то, что «пол – пока не такой, как должен

быть в подобном музее» (фактически – просто залитый бетоном, кое-где – с

концептуальными отпечатками сапог строителей). И пообещал, что скоро здесь все

же будет «город-сад». Точнее – «музей с выставочными площадями – 57 тыс. кв. м.

Это – больше, чем Эрмитаж (площадь экспозиции – 47 767 кв. м. – Авт.) и Лувр

(а вот тут президента неверно проинформировали: площадь экспозиции Лувра – 58

470 кв. м). Но, главное, – больше, чем площадь всех киевских музеев!». Правда,

больше – не означает лучше… Тем более для музея, у которого своей коллекции

фактически нет: все представленные экспонаты – из других музеев и частных

коллекций.

На выставке «De Profundis» (продлится до 27 сентября, вход бесплатный)

представили трипольскую пластику (посуда, статуэтки), древнюю скульптуру

(особенно впечатлили «антропоморфные стелы» на кусках черной ткани, напоминающие

надгробные памятники, – чем они, по сути, и являются). Еще – церковную

скульптуру украинского барокко, классическую авангардную скульптуру Александра

Архипенко и современную деревянную скульптуру (в число которой занесли и работы,

сплетенные из лозы).

Все это, по мнению куратора выставки Евгения Карася, «тысячелетняя история,

сконцентрированная в артефактах. История, которую можно почувствовать на ощупь».

Многие и щупали. К примеру, президент пощупал деревянный барельеф ХIX века

«Распятие» из коллекции Львовского музея истории религии.

Вообще, гости оценивали экспозицию по-разному. С легкой полуусмешкой

прогуливался по залу куратор PinchukArtCentre Питер Дорошенко – конкуренции явно

не почувствовал. Телеледи Анна Безулик подошла к искусству с практической

стороны, взяв визитки у мастеров, лепивших в одном из зальчиков глечики и

детские свистульки: обещала что-то прикупить.

Анатолий Хостикоев также проявил повышенный интерес к посуде – только

трипольской: внимательно рассматривал древний горшок, словно прикидывая,

пригодится ли в хозяйстве. К удивлению, среди гостей не был замечен идейный

вдохновитель первого художественного мероприятия, проведенного в «Арсенале» –

«ГогольFesta», Влад Троицкий (как потом выяснилось, он сейчас на театральном

фестивале в Эдинбурге). Зато трудно было не заметить художника Сергея Пояркова.

Он бегал туда-сюда как заведенный и комментировал экспозицию в привычном стиле

«ну, такое…».

А вот у скульптора Олега Пинчука, представившего на выставке экспонаты из

своей коллекции украинской деревянной сакральной скульптуры, эмоции били через

край. «Мне очень понравилось! – признается Олег. – Со мной пришли мои

друзья-швейцарцы. Они не самые эмоциональные ребята. Но когда увидели этот

огромнейший зал – длинный, бесконечный, не рафинированный, вроде бы

недоделанный, – это их привело в восторг!

Эта выставка – как оркестр, в котором каждая работа, каждый художник –

инструмент. И вот они заиграли все вместе – по-настоящему впечатляет! Хотелось

бы верить, что «Мистецький Арсенал» все-таки не ограничится этой первой частью.

Что он заработает полностью, во всю силу, и действительно станет одним из лучших

музеев Европы». Что ж, как говорится, его бы слова – да Богу в уши…

История вопроса

У семи нянек «Арсенал» без будущего

Через год с небольшим стукнет 10 лет с момента, когда впервые заговорили о

создании «Музейного Арсенала», а до сих пор не закончен даже первый этап

реконструкции

И как-то не верится, что к 2013 году, как планировалось, все удастся

закончить. Даже глава Госуправления делами, в ведении которого ныне находится

комплекс, Игорь Тарасюк как-то сказал, что строительство может растянуться еще

на 10 лет… Хотя «Мистецький Арсенал» называют детищем Ющенко, указ о создании

музея подписал еще Леонид Кучма – 5 декабря 2000 года.

В 2001-м «Мистецький Арсенал» включен в перечень заведений культуры,

финансируемых из госбюджета. Понадобилось еще два года, чтобы имущественный

комплекс военного городка №5, как в официальных документах назывался завод

«Арсенал», был передан Минкультуры. И еще два – чтобы нашлись первые деньги для

реконструкции: в госбюджете-2005.

Но как только пошло финансирование, началась чехарда с переподчинениями

«Мистецького Арсенала». Минкульт, КГГА, снова Минкульт и, наконец, с августа

2007-го комплексом «заведует» Госуправление делами, пресловутая «ДУСя».

Утвержденная Кабмином смета проекта – 1,3 млрд грн. Но в минувшем году – пока

не в документах, а в кулуарных беседах – упоминалась уже сумма в 3 млрд грн. За

последние 5 лет на «Арсенал» пошло более полумиллиарда бюджетных средств.

Сбрасывались на него и меценаты. Между тем, на 1 января 2008 года готовность

комплекса составляла… всего 7,6%.

Интересные детали

А 37 миллионов где-то «потеряли»

Немудрено, что при такой частой смене хозяев часть денег загадочно

«испарилась». Так, в феврале 2007-го прокуратура Киева озаботилась нарушениями в

освоении 26 млн грн, а в ноябре СБУ возбудила уголовное дело по факту

разворовывания 3 млн бюджетных средств. В апреле 2008-го КРУ сообщило, что из 10

млн меценатских средств только 2 млн были потрачены по назначению. То есть, по

самым приблизительным подсчетам, в «Арсенале» «потерялось» около 37 млн грн.

Окончательный проект до сих пор не утвержден

Первоначально проект реконструкции готовил институт

«УкрНИИпроектреставрация». Но правительство решило привлечь зарубежных мастеров,

и в сентябре прошлого года провели конкурс на новый проект. По словам

организаторов, заявки на участие подали 133 творческих коллектива, а украинские

архитекторы жаловались, что узнали о конкурсе в последний момент из… зарубежных

источников.

В результате – ни одной украинской архитектурной мастерской в финале, а

победитель – японская компания Arata Isozaki & Associate. Причину

таинственности многие видели в том, что, по условиям конкурса, предполагалось

возвести более десятка новых объектов – и это в то время, когда любое новое

строительство в охранной зоне Лавры, памятника ЮНЕСКО, вообще запрещено.

По сути, окончательного проекта реконструкции 10 га завода «Арсенал» на

сегодняшний день не существует. Победитель и призеры конкурса лишь получили

право на его разработку. И будет ли он реализован, говорить сейчас вообще никто

не берется…

Знающий человек

«В этом году не дали ни копейки – строители работают в

долг»

Иван ПЛАЧКОВ, координатор деятельности комплекса «Мистецький Арсенал»:

– Первый этап реконструкции – ремонтно-восстановительные и противоаварийные

работы – планируем закончить к Новому году. Сейчас восстанавливаются

исторические валы. Еще предстоит покрыть кровлю медью. На следующем этапе будем

работать со 2-м и 3-м этажами.

Когда с основным зданием закончим, займемся другими объектами комплекса.

Здесь нужна огромная парковка, необходимо построить подстанцию, поменять сети

тепло- и водоснабжения. Надо спроектировать и построить большой киноконцертный

зал. Но, думаю, это должны быть инвестиционные проекты. В этом году еще не

профинансировано ни копейки. Строители работают в долг.

Проект реконструкции «Арсенала» победителей конкурса, японской компании Arata

Isozaki & Associate

1. Центр украинской музыки

2. Музей современного искусства

3.

Украинский центр экранных искусств

4. Центр творческих индустрий

5.

Научно-исследовательский реставрационный центр Украины

6. Центр доставки

объектов искусства

7. Административный корпус

8. Отель

9. Апартаменты

искусства

10. Детский городок

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Как считаете, коронавирус, вызывающий COVID-19, был создан искуственно?

Реклама
Реклама