Новый год на Руси.

2009-11-29 18:02 888 Нравится 4

Новый год на Руси

Обычай встречать Новый год появился на самом деле тогда, когда потребовалось

знать смену времен года, т.е. с появлением земледелия. Народы, испытавшие на

себе арийское влияние (а это вся Европа, Малая и Средняя Азия, Ближний Восток,

Индия и Россия, короче весь континент, кроме Китая, Японии и Восточно-азиатских

стран), активно отмечали день весеннего равноденствия 21 марта, который и стал

первым праздником Нового года. С этого момента солнце вступало в силу, свет

становился сильнее тьмы, а сельскохозяйственный календарь поворачивал в сторону

посевов, поливов и сбора урожая. Вода в реке Тигр начинала стремительно

пребывать, а Месопотамия и Шумер с Аккадом готовиться к разливу рек (Евфрат

присоединялся к Тигру через пару недель). Именно там впервые и стали праздновать

Новый год (точнее, нам известно, что там его уже праздновали).

Календарь

Египта диктовал свое празднование, и им становилась ночь разлива Нила. Это была

ночь примерно с 19 на 20 июля. Ночью жрецы отправлялись молиться Сириусу

(Осирису), чье восхождение на небо означало, что Осирис возродился, началась

новая жизнь и новый год. С утра же начинался разгул праздника, посвященного

Осирису, Ра, Амону (в разные времена доминировали разные боги). Празднование

длилось около месяца, за это время статуи богов выносились из храмов и катались

вдоль Нила, после чего возвращались на место.

Греки, во многом взявшие

культурные традиции Персии и Египта, придумали свой праздник – 22 июня. День

летнего солнцестояния. Почему его? Греция не настолько сильно зависела от

разлива рек – больших рек у них просто не было, к тому же выращивала не зерновые

культуры, требовавшие жесткого соблюдения календаря, а овощи, плоды, фрукты и

т.п. Для них важнее было время их созревания и завязывания плодов, а это лето. И

не зря празднуется в Греции вовсе не праздник Солнца, а праздник Диониса – бога

виноделия и зреющего винограда. Ну, и логично привязаться к летнему

солнцестоянию как астрономическому празднику (а астрономию уважали и в Персии, и

в Египте, и в Греции).

В Древнем Риме ничего не поняли и сначала

праздновали Новый год «как в Месопотамии», т.е. в марте. Однако странно было

великой стране мира праздновать Новый год «как у кого-то там», поэтому Гай Юлий

Цезарь попросту ввел новый календарь, считая первым днем Нового года 1 января (и

случилось это 28 февраля 46 г. до н.э.) Новой империи – новое время? Не так-то

все просто. Январь получил свое имя в честь двуликого Януса, который смотрит в

будущее и прошлое. Хороший символ для Нового года, только вот беда: не было

Януса нигде, кроме коренных племен Италии, причем даже не латинских, а скорее

этрусских. Так что выходит, что Рим использовал собственные традиции, точнее

традиции «коренных» италийских народов (этрусков тоже нельзя считать коренными

народами Италии, хотя они жили на этой земле задолго до латинских племен).

Празднование Нового года на Руси имеет свою традицию, причем

столь же сложную, как собственно вся славянская история.

Например, наши

предки-язычники отмечали Новый год в сентябре, еще более далекие

предки-кочевники и охотники связывали его с весенними днями и появлением листвы

или птиц, восточное влияние сказывалось в том, что лунный календарь тоже имел

свое значение.

Наконец, известно, что Новый год для большинства

христианских стран – это Рождество, но в России празднуют и то, и другое. И

причина тут вовсе не в повелении Петра I, а в том, что Новый год часто отмечали

еще и в зимнее солнцестояние «на зимний солнцеворот», празднуя возвращение

Ярило.

У наших далеких предков не было четырех сезонов, год делился на

лето и зиму. Лето же было основным сельскохозяйственным периодом, поэтому время

исчислялось в их количестве – в летах, а шутка про зиму, которая длится полгода,

имела дословный смысл.

Интересно и то, что у нас есть два слова для

обозначения возраста: года и лета. Слово «год» происходит от слова «годити», что

означает «ждать» (отсюда «погоди»). Возраст маленьких детей, от которых помощи

надо еще ждать и ждать, исчисляют годами: год, два года… но уже к пяти годам они

начинали активно помогать взрослым и возраст начинался исчисляться в летах.

В соседних же германских племенах было и третье время года: весна. По

мере слияния племен на Руси тоже стали отмечать приход весны, а следом и осени,

как времени сбора урожая. Кроме того, росли наши астрономические познания мира,

а они однозначно диктуют четыре важных времени года: летнее и зимнее

солнцестояния и два дня равноденствий – весеннее и летнее.

Весна у нас

сначала называлась «пролетьем», т.е. временем «перед летом». Длилась она сначала

один, а потом и три месяца, когда праздновали овсень (авсень, тусень), ставший

позже «весенним» новым годом. Только не считайте, что это были март, апрель и

май. Ничего подобного! Три первых месяца года и были пролетьем. Современные же

весна и лето считались летом. Путаница в летописях была довольно значительной,

декабрь где-то считался осенним, где-то зимним, почти все сходились на том, что

зимние месяцы – самые лютые – январь и февраль. Впрочем, и климатические условия

на Руси были довольно разными, а единого календаря не было очень долго.

Крещение в 988 г. положило этому конец хотя бы тем, что ввело единый

календарь и единое празднование – 1 марта. Правда, проблема была в том, что пока

новость о том, что 1 марта достигала дальних краев государства, там уже и апрель

мог начаться, но это уже мелочи. Календарь назывался юлианским и совпадал с тем

самым, который придумал Цезарь, а после переняла Византия. Тогда и появилась

7-дневная неделя, 365, 25 дней в году, римские названия месяцев и понятие о

Сотворении мира, которое произошло в 5508 г. до Рождества Христова.

Между прочим, сама дата – 1 марта – почти однозначно устанавливает связь

этого праздника с южными народами – Средиземноморьем и южными славянами, для

которых март – начало посевного сезона, чего не могло быть у северных и

восточных славянских племен.

Вообще-то это я так говорю «положило

конец». Как бы не так, на самом деле! По-прежнему отмечалась Коляда, начинавшая

праздники в язычестве, только уже вместе с 1 марта.

В 1492 г.

русская православная церковь во время, по-видимому, Никейского собора, решила

перенести праздник Новолетия с 1 марта на 1 сентября, как этого требовал

Византийский календарь, а заодно и совместить календари. До конца это не удалось

сделать, зато удалось внести чудовищную путаницу в головы русичей, которые с

того момента отмечали уже целую кучу праздников «нового года». В частности, если

Вы внимательно посмотрите на церемонию празднования Масленицы, Вы легко заметите

отголоски празднования солнечных праздников. Впрочем, как это обычно у нас и

происходит, народ тяжело переносит перенос любимого праздника, но куда легче

воспринимает идею праздновать новый год дважды в году, так что закончилось все

тем, что праздновали новый год кто когда хотел, а куда чаще – и 1 марта, и 1

сентября. Богатые люди приезжали для праздника в сентябре в Москву, в Кремль, на

Соборную площадь, например, чего не делалось 1 марта. Как и сейчас, все

собирались за столом и ждали полночи, когда стреляла пушка и бил колокол на

Иване Великом. Тут полагалось троекратно поцеловаться и начинать гуляния.

Ситуация стала ничуть не лучше с введением нового календаря и

знаменитым указом Петра I «О праздновании Нового года»

от 7208 г. от Сотворения Мира. Указ предписывал наконец-то считать дату не от

«сотворения мира», как она всегда считалась по славянским канонам, а от

«рождества Христова», как это делал весь западный мир, однако не по

Григорианскому календарю, в силу чего осталась разница в 13 дней. 7208 г.

приравнялся к 1700 г.

«Огненные потехи» на Красной площади, стрельба из

пушек и мушкетов, запуск ракет и вообще множество костров, которые разжигались

чем угодно: от соломы до смолы в бочках тоже вводились тем же Указом, где

подробно перечислялось все, что надобно сделать: «по большим проезжим улицам, и

знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед

воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и

можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над

воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря

к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того

же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым

годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади

огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и

окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина

знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или

из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у

кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е

число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где

мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или,

кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки,

наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею

стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Петр I сам

запустил «змейку» в воздух, положив начало новой традиции.

Указ, кроме

того, гласил: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего

числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого

января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым

годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года

учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым

людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".

Нельзя сказать, что это сильно помогло, поскольку ввело третий новый

год. Впрочем, несомненной пользой от Указа было установление единого понятия

«Новый год» и празднования его «всем коллективом».

Однако еще долго в

нашей стране праздновали ВСЕ ТРИ, а то и ЧЕТЫРЕ новых года, возмущаясь заодно,

действиями царя (но праздник не отменяя, естественно). Особых столкновений не

было по простой причине: церковные праздники и «гражданские» оказались

разведены, все было хорошо и понятно. К тому же еще и Рождество добавилось.

Сначала Рождество, потом Новый год, чем не хорошо? После первых Святок в ночь с

24 на 25 декабря, которые означали конец Рождественского поста, начинались аж

две недели рождественских праздников. Святки и коледования оказались тесно

связанными, а ведь вначале праздник Коляды отмечался исключительно в день

зимнего солнцестояния чуть раньше, чем Рождество! Т.е. на Руси удивительным

образом переплелись полуторатысячелетние традиции. Заодно была завезена елка из

традиций соседней Германии (это тоже работа Петра и его реформ).

Я скажу

пару слов о том, как появилась разница в 13 дней. Цезарь установил «жесткий»

календарь, не предусматривавший «добавку» от Солнца, дающего сутки за 128 лет.

Т.е. четверть дня, из-за которого каждый 4-й год високосный, он давал, а вот еще

маленькую поправку в 4 минуты – нет. В 1582 г. в Европе «исправили ошибку» и

сделал это Папа Григорий XIII, введя хитрость: если номер года оканчивался на

00, то они считались НЕ високосными. Исключение составлял каждый 400-сотый год.

Т.е. 1200-1600-2000 гг. високосные, а вот 2100 или 1900 – нет. Каждое столетие

разница между новым и старым стилем увеличивается на 1 день. Во времена Петра

разница была 11 дней, теперь стала 13 Начало нового тысячелетия ничего бы не

изменило, а вот следующее столетие снова бы добавило день. Если бы не…

Октябрьская Революция.

В 1917 году отменились все праздники.

Рождество не отмечалось по понятным причинам, а вот почему забыли Новый год

сказать сложно. Впрочем, конечно, не до того было, да и в стране бушевал голод,

не до праздников. Но с календарем разобрались. Уже 24 января 1918 г. Ленин

издает декрет «О введении в Российской республике западноевропейского

календаря». Этот декрет перевернул весь календарь, поскольку советское

правительство не собиралось учитывать православные запросы и оказалось, что

Рождество теперь празднуется после Нового года. Честно сказать, я вот лично

почти не понимаю, в чем тут выдающийся кошмар, разве что в нарушении

рождественского поста? Тем не менее, церковь была против, но ее никто уже не

слушал. К слову сказать, РПЦ и по сей день отмечает 1 сентября Новый год.

Несмотря на то, что официально Новый год никак не отмечался, детские

праздники и Дед Мороз сохранялись, хотя вытеснялись новыми традициями. Была даже

предпринята попытка сделать «комсомольское рождество», которая провалилась.

После этого в 1923 г. Рождество праздновать просто запретили, новогодние

открытки не выпускались, была проведена «антиелочная» компания, которая бы

порадовала сердца зеленых в наше время. Тем не менее, уже в 1935 г. Новый год

вернулся к нам 1 января как детский праздник, а лет через 20 отмечался уже всей

страной.

Сегодняшние же традиции являются невероятной смесью всех

предыдущих без особого учета их национальности и вероисповедания, что, возможно,

и хорошо для такой многонациональной страны, как наша.

Источник:My Julia ru

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы поддерживаете введение полного локдауна на три недели?

Реклама
Реклама