Кто они - эти драконы?

2009-11-18 11:09 7871 Нравится 6

Драко́н (от греч. δράκων) — собирательное название, объединяющее

ряд мифологических и фантастических существ, а также реально существующих

биологических видов.Образ дракона широко используется в современной фантастике

(особенно фэнтези), в фэншуй, в гороскопах (год Дракона) и астрономии. Изучение

драконов называется драконологией.

Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических

существ — это крылатый змей, представляющий собой сочетание элементов других

животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося

(змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или летучей мыши; иногда образ

включает также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др.

Наиболее частыми признаками

дракона являются способность к полету и змеевидная форма тела; а такие

известные признаки, как наличие нескольких голов, огненное дыхание и

разумность, встречаются у меньшинства драконов.По гипотезе некоторых учёных (А.

Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического образа дракона

относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы

животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и

животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к

такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с

реальным животным. Предполагается также, что в образе дракона соединяются

образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от

земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи), поэтому первоначально

мифологический образ дракона был одним из способов представления той же пары

противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или

сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.).

Тем не менее дракон может

считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки

и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с

теми, которые характеризовали змея (ср. например Змей Горыныч)

Образ дракона характерен для относительно поздней стадии

развития мифологии, но представлен

также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд), в большинстве которых хозяйство было

основано на искусственном орошении (так наз. ирригационные, или гидравлические

общества), благодаря чему особое значение приобретал унаследованный от более

ранних времён культ водоёмов, связывавшийся с драконом.

Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в

частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре)

было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве.

Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних

государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом

независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями

(ср. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов

о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона

в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары

в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской

власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества.

Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал

нравственное совершенство.

Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной

стихией, в качестве хозяина которой он выступал.

Связь дракона с водой,

урожаем и плодородием иногда вторично осмысляется таким образом, что дракон

выступал как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду

и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному

герою Юю — основателю династии Ся, волоча

по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы

для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу

о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плугвавилонской мифологии; ср.

также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого

ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон,

осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища (в славянских мифах о

драконе—летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и

т. п.). Но несмотря на то, что дракон был также образом водной стихии, он

часто представлялся огнедышащим (соединение противоположных символов воды и

огня).

Дракон считался также

покровителем сокровищ, получить которые можно было только убив его (в

германском мифе о Сигурде или Зигфриде и др.).

Общим для всех мифологий, в

которых дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф о его

убийстве героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную

драконом воду, охраняемое сокровище или похищенных людей (чаще всего девушку).

Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во

время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую

девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в

Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные

одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у

индейцев майяЧичен-Ицы). Миф,

соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе,

требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттской мифологии бог

грозы убивает дракона, опьяневшего во время пира (Иллуянка,

ср. японский миф о герое Сусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея

Ямата-но ороти). девушек бросали в священный водоём

Мифологический мотив сражения

героя-змееборца с драконом (змеем, ср. например Аполлона-Сауроктона)

получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в

литературу в виде легенды о святом Георгии,

победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (литературные обработки

этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового

европейского искусства).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD

Комментарии (1)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Будете делать прививку от COVID-19, когда она появится в свободном доступе?

ГолосоватьРезультатыАрхив
Реклама
Реклама