Мама + дочка = ?

2009-09-25 06:32 701 Подобається 2

Если хочется как лучше

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и довольным. А то, какую модель отношения к миру девочка выберет, формируют в первую очередь ее отношения с матерью. Мама — первая женщина, которую девочка наблюдает и судит с особой заинтересованностью. А отношения матери и дочери развиваются. Понятно, что маму любят, считают самым важным существом во вселенной. 

Однако это не вызывает сомнений только в первые годы жизни ребенка. Потом наступает пора недоверия, сравнения, критики. Причем у каждого ребенка этот возраст наступает в разное время. Напрасно пытаться вспомнить, какими мы сами были в три или пять лет. Находятся дети, у которых сознание формируется достаточно рано, а в последствии замечания взрослых о том, что им еще рано понимать жизнь, изрядно раздражают. 

И тут намечается несколько путей для тех мам, которые желают своим дочерям всего самого лучшего, холят их и лелеют, всем для них жертвуют. 

Путь 1-й: сказка волшебная

В процессе воспитания любая мама, желая или не желая, будет от многого в своей жизни отказываться, чтобы создать нормальные условия для ребенка. Но ставить это своей девочке на вид не надо! Как и определять себя в разряд бедных несчастных мам, живущих только для блага своего ребенка. Дочери вообще-то невредно любоваться своей мамой, гордиться ею. Тогда и похвала от любимой родительницы будет ценнее, доставит больше удовольствия. 

Но беспрерывное сладкое приедается, девочке лучше вовремя узнать, что и похвала и наказание могут чередоваться и зависят от ее поведения. От нее, только от нее, маленькой! А не от настроения вечно недовольной жизнью мамы или погоды, которую у нас прогнозировать можно, только выглянув в окно, но уж никак не за день или за два. 

Если мама когда-то сама накрепко выучила, что это она должна что-то миру, а не мир ей, то сможет объяснить и дочери. Напомню: речь идет о женщинах привлекательных, красивых, эффектных, интересных. Собственно, если мать озаботилась тем, чтобы сохранить собственную привлекательность, то и дочери незазорно к тому же стремиться. 

Пожалуй, еще важнее, чтобы между матерью и дочерью не возникло пустого соперничества. То есть лучше подружиться друг с другом по возможности раньше. Но вот для этого маме придется давать сносные объяснения своим поступкам и поступкам окружающих. А главное, не скрывать, как она сама стала такой интересной и во всех смыслах замечательной. 

Нет, это я не волшебную сказку сочинила. Такие отношения между матерью и дочерью, которая обещает быть чудо как хороша собой, возможны. Своими глазами видела, сомневаться не приходится. Не без сложностей и взаимных недопониманий, но и без опасных перекосов, которые со временем могут перерасти в уродства отношений. 

Путь 2-й: сказка с привидениями

Допустим, маме не повезло в жизни. При том, что она и сама вроде красавица, умница, и дочь у нее получилась ничуть не хуже. Вот тут мы, кажется, и добрались до основной причины неприятностей в этом сюжете. Может ведь сложиться так, что папа маму не любит, что отношения у них не сложились. Еще хуже, если в свое время мама завела ребенка, для того чтоб его — непутевого, но обожаемого — удержать. И это получилось лишь отчасти. Сильная половина семейства как флюгер все крутится и крутится… налево. Ребенок, возможно, и помог зафиксировать его на семейном штыре. Но ветер-то дует! 

Любой ребенок, а девочка тем паче со временем это замечает. И то, что мама для папы не первый сорт, и то, что она несчастна. Тут не слишком-то помогают уверения любящего отца, что мама для него — как воздух, а все прочие поветрия — увлечения, не больше. 

Девочке-принцессе — хвалимой и драгоценной — хочется быть не средством удержания легкомысленного папы, а центром мира для него. По сути-то она им и является. Если мужчина сильнее привязывается к дочери, чем к жене, живет в семье, чтобы не травмировать ребенка, то ребенок оборачивается для матери сущим наказанием. Маленькая красавица научится манипулировать отношениями родителей. Пользоваться тем, что к ней главный мужчина в семье привязан сильнее, чем к матери. При этом мать в глазах дочери автоматически переходит в разряд неудачниц. И на идеал женственности претендовать не в состоянии. 

Зато девочка начнет присматриваться к дамам, которым отец симпатизирует. А с матерью, скорее всего, будет соперничать или враждовать. В лучшем случае. В худшем — просто со временем сбросит ее со счетов. Ну, ухаживает за ней кто-то: домработница и нянька в одном лице… И ладно. Так мама превращается в привидение. Раздражающая, надоедливая бледная тень ходит по дому, вечно брюзжит, всем мешает, а со временем все больше напоминает стареющую кикимору. 

Путь 3-й: сказка бытовая, страшная

Если «путь первый» не удается, а опасность «пути второго» пугает больше, чем возможность искалечить своего ребенка, то есть искушение выбрать «путь третий». Не самой стать существом второстепенным, а превратить дочь в золушку. 

Сказка страшная, но довольно распространенная. 

Мама днем и ночью помнит, что она еще очень даже ничего себе, а дочь, с ее точки зрения, источник неизбежного соперничества, которого она ни в коем случае не позволит. 

У таких мам главная проблема в собственном ущербном воспитании. Вот они-то как раз и могут получиться из принцесс второго класса — из сказки о привидениях. Привыкают быть самыми прекрасными и на руках носимыми, стали мечтой в юбке для отца, требуют того же от мужа. Обычно подкаблучного мужа и получают — «жертва» должна по гроб жизни быть благодарной красавице за то, что та позволила взять ее в жены. Кстати, такие женщины могут крутить своими благоверными при любой степени достатка в семье. Это ведь не от денег зависит! А от страстного желания чувствовать себя королевой мира, ненаглядной и несравнимой! Муж и о цветах забывать не должен, и о подарках — дорогих или копеечных — неважно. Важен принцип! 

Муж и не забывает о знаках внимания по мере сил. Себе же дороже забыть! Ревность королев достигает всех вообразимых степеней стервозности. Если уж она преуспела на поприще скручивания мужчины в бараний рог, то не хочет, чтобы в этом преуспела и другая. Поэтому вполне безопасно, если у такой женщины рождается мальчик: это ведь не соперница, а паж при ее королевском троне. Другое дело, что жениться пажу тяжеловато в любом возрасте. Мама станет критиковать, придираться, невестка ее устроит, только если окажется совершенно безропотной серой мышью. 

А вот дочь она будет воспринимать как цель, которую надо... ну не «уничтожить», конечно, но искривить ей сознание, поставить на ступень ниже матери. Королевы очень чувствительны к возрастным мифам: дочь для нее вечная соперница еще и в силу своей нетерпимой молодости. Поэтому и одета всегда хуже матери, и обязана выполнять кучу домашних дел, и уж непременно должна вырасти такой, какой мать ее себе придумала. Дочери от этого впору то ли с ума сойти, то ли из дому сбежать. Случается и то и другое. 

Самым удачным может считаться появление на горизонте вполне решительного молодого человека, который, может, и не совсем похож на прекрасного принца, но от роли пажа при стареющей королеве откажется вовсе. Заберет золушку себе, и все тут. 

Преждевременный финал

Напоследок хочется добавить, что все три модели сказок обязательно разыгрываются с участием самой дочери и всех заинтересованных лиц. А сказки детства — и прекрасные, и разумные, и страшные — остаются в памяти надолго, в общем навсегда. Девочка начинает их осмысливать не через десять или двадцать лет, после того как оторвалась от родителей, а сразу. Есть дети, которые долго принимают за чистую монету пустые слова, декларируемые мотивы родителей. А есть и такие, которые рано учатся сомневаться и проверять. 

Причем критиковать или ненавидеть необязательно. При ближайшем рассмотрении родители могут вызвать любовь и понимание… В том случае, если они не склонны превращать жизнь ребенка в тихий ад. 

А ведь сколько бы он ни понял, маленькому человеку не заговорить! Не принято. Да и слишком мало умных слов он знает, чтоб описать то, что видит. Но думать маленькой принцессе при отце или золушке при королеве не запретишь. 

Так зачем говорить, что разбираться в жизни «слишком рано»? 

Подобными утверждениями легко оттолкнуть от себя не только ребенка, но и взрослого — любого. В этом смысле эффективнее фразы «тебе слишком рано» может быть признана только фраза «тебе слишком поздно». 

А для женщины такие слова, произнесенные собственной дочерью, будут тем более болезненными. Может, лучше поберечься и не злоупотреблять первой фразой, чтобы потом преждевременно не нарваться на вторую? 

Рина Лейкина

Коментарі (0)

Додати смайл! Залишилося 3000 символів
Cтворити блог

Опитування

Ви підтримуєте виселення з Печерської лаври московської церкви?

Реклама
Реклама