Хотите - верьте, хотите - нет, но из далекого прошлого за шоколадной плиткой тянется кровавый след. Давным-давно - когда европейцы еще не мечтали стать американцами - где-то на берегу Мексиканского залива был сад. Да не просто сад с яблонями и вишнями. А сад, который повлиял на мировую культуру не меньше Эдемского. За ним присматривал садовод-волшебник по имени Кветцалькоатль. Среди прочего в саду росло “шоколадное дерево” с блестящими листьями, желтыми цветами и волшебными плодами. Пристрастился садовник каждый день делать богам и людям из этих плодов напиток “чокоатль”. И может быть до сих пор делал, если бы не возомнил себя бессмертным, за что и отобрали боги у Кветцалькоатля разум. Сошедший с ума садовник тут же кинулся уничтожать свой сад и сумели спасит боги только небольшое красивое дерево какао. Вместе с ним сохранился и рецепт напитка “чокоатль”, что в переводе означает “горькая вода”. К сожалению, неуемная человеческая фантазия за столетия так изменила рецепт, что вместо меда, сока агавы и пряностей, в нем появились сгуститель, стабилизатор и эмульгатор казеината натрия. Кроме того, алчный человеческий ум додумался использовать какао-бобы вместо денежных знаков. Эта традиция сохранялась в Мексике до второй половины XIX века. Закрома страны пополнялись налогами в виде корзин с зернами какао. Даже были “шоколадные фальшивомонетчики”. Они извлекали содержимое из плодов и заполняли их оболочки землей, затем бобы склеивали и пускали в оборот.
Впрочем, это были капли крови по сравнению с теми реками, что текли при ацтеках. Жил среди этого народа мыслитель Тлакаэлель, который души не чаял в “культе цветов”. Тех самых желтых цветов, что растут прямо на стволе дерева какао. Кровавый обряд “культа цветов” должен был избавить Землю от надвигающейся катастрофы. Ради этого избавления ацтеки приносили в жертву юношей, захваченных у других племен. Поэтому, когда подвернулся случай, индейцы охотно пустили кровь ацтекам, поддержав испанцев. Когда дворец императора ацтеков Монтесумы был разграблен конкистадорами Фернандо Кортеса, в дворцовых кладовых испанцы обнаружили плоды какао и распробовали несколько рецептов “горькой воды”.
Рецепты напитков, привезенных Кортесом, просвещенная Европа еще не погасившая костры инквизиции приняла настороженно, но и не отвергла. Довольно долго напиток “чокоатль” называли “ужасным пойлом”. Совершенствовали его до тех пор, пока он не превратился во всемирно любимый деликатес “шоколад”.
Светлана Беркут