БЕТХОВЕН

2009-09-18 12:27 970 Нравится 4

БЕТХОВЕН

(1770—1827)

У Рихарда Вагнера есть рассказ-воспоминание «Паломничество к

Бетховену». И действительно, для некоторых людей приобщение к музыке, а

потому и к личности Бетховена сродни священнодействию. Он относится к

числу тех гениев, сила и глубина творчества которого открываются не

каждому.

378

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ

БЕТХОВЕН

Людвиг ван Бетховен происходил из семьи профессиональных музыкантов,

выходцев из Фландрии. Дед его был руководителем придворной капеллы в

Бонне, а отец певчим в ней.

Людвиг рано научился играть на флейте, скрипке, клавесине, органе. Уже

в 15 лет он стал помощником органиста капеллы и концертмейстером

придворного театра. В 1787 году Бетховен посетил в Вене Моцарта, взял у

него несколько уроков и удостоился похвалы маэстро за фортепианные

импровизации. Через 5 лет Бетховен переехал в Вену, учился у великого

Иосифа Гайдна и с большим успехом гастролировал в Праге, Берлине,

Дрездене.

Усиливавшаяся глухота заставила его отказаться от концертной

деятельности. А его завораживающие фортепианные сонаты —

«Ап-пасионата», «Лунная» и другие — продолжали (и продолжают) звучать в

исполнении музыкантов разных стран и народов.

Бетховенская опера «Фиделио», трудная и для вокалистов, и для

восприятия неподготовленного слушателя, не имела большого успеха.

Подлинным титаном, борцом за духовное освобождение человека предстает

Бетховен в своих симфониях. Его вдохновляли революционные выступления

конца XVIII века. Третью (Героическую)

симфонию он предполагал посвятить Наполеону, но когда тот стал

императорому! композитор отказался от этого посвящения. В 9-й симфонии

звучит хор «К радости» на | слова Шиллера, призывающий людей

объединиться во | имя свободы, братства.

Симфонии и увертюры («Эгмонт», «Леонора», «Кори-олан») передают горести

и радости людей, мучительные' переживания и сомнения, жестокие удары

судьбы, страх смерти и героический энтузиазм человека, преодолевающего

трудности и невзгоды, превозмогающего немощи плоти.

Бетховен подобен Баху простотой своей биографии и полнотой внутренней

духовной жизни. Но жил он в дру-

379

гое время, в период «бури и натиска», и был захвачен мощными

социальными движениями масс. Не случайно на начало XIX века приходится

творчество целого ряда гениев в разных областях человеческой

деятельности, у разных народов. Войны за освобождение от иноземной и

местной тирании прокатились по Европе, словно завершающий аккорд эпохи

Просвещения (в России они отозвались Отечественной войной 1812 года и

восстанием декабристов).

Надвигавшуюся глухоту — страшную беду для музыканта! — необходимо было

преодолевать творчеством. Перенося на нотные листы музыку, звучавшую в

душе, превозмогая несчастье, он совершал подвиг. Об этом, быть может,

он и не помышлял, ибо такова природа гения — созидать вопреки всем

преградам.

В упомянутом «Паломничестве» Вагнера — искреннем и ироничном — есть

проникновенные строки: «Я родился в небольшом городке Средней Германии.

Не могу точно сказать, к чему меня предназначали родители, помню

только, что как-то вечером я впервые услышал одну из симфоний

Бетховена, меня бросило в жар, я заболел горячкой, а выздоровев, стал

музыкантом. Вероятно, этому случаю я обязан той особой любовью, тем

почитанием и преклонением, с которыми относился к Бетховену, хотя потом

познакомился также с произведениями других превосходных композиторов.

Самой большой моей радостью было всецело погрузиться в глубину его

гения, так что в конце концов я воображал себя его частицей и в

качестве такой крошечной частицы почитал себя приобщившимся к

возвышенным идеям и взглядам...

Так я жил в каморке под крышей, и вот в один прекрасный день меня

осенило, что тот, перед чьими творениями я преклоняюсь, не умер. Я не

понимал, как я не подумал об этом раньше.

Мне и в голову не приходило, что Бетховен может, как мы, грешные, есть

хлеб, дышать воздухом — словом — существовать. А ведь Бетховен жил в

Вене и тоже был бедным немецким музыкантом.

С той поры я не знал покоя! Все мои помыслы были направлены на одно:

увидеть Бетховена! Ни один мусульманин не горел более пламенной верой,

отправляясь в паломничество к гробу пророка, чем я, стремясь совершить

паломничество к скромному обиталищу Бетховена».

Он отправился пешком, отчасти из принципа — чтобы внутренне

подготовиться к встрече с глубоко почитаемым человеком, а отчасти по

бедности не воспользовался дилижансом. В Богемии он встретил бродячих

музыкантов, у которых были ноты Седьмой симфонии Бетховена. Они ее

играли только для себя, а не для публики. И вот у дороги, под открытым

небом она зазвучала в исполнении этих сельских музыкантов (Вагнер

взялся за скрипку). Этот эпизод совершенно замечательный.

Развлекательная музыка — для

380

100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ

господ (так ответили музыканты), бетховенская — для души, для себя!

Нелегко было Вагнеру попасть в Вене к Бетховену, которого, как

выяснилось, осаждало немало иноземцев, особенно англичан. Когда он

получил любезное приглашение маэстро, то испытал восторг: «Передо мной

отверзлись небеса; я был наверху блаженства и молился на этого гения,

который... вывел меня из мрака и оков к свету и свободе».

Встреча состоялась (Вагнер писал свои вопросы в специальной тетради).

Прощаясь, Бетховен с горькой усмешкой заметил, что ему жилось бы

значительно лучше, если бы он сочинял танцевальные пьесы, галопы. Но

ведь тем и отличается гений от посредственности: не умеет он сочинять

на потребу тем, кто больше заплатит!

...Не будем пересказывать содержание какого-либо произведения Людвига

ван Бетховена. У каждого могут быть свои предпочтения. Могу лишь

признаться, как был ошеломлен увертюрой «Эгмонт» (по радио) с

выдержками из драмы Гёте в исполнении замечательного чтеца В.И.

Качалова, народного артиста СССР, одного из корифеев МХАТа. Было это

после Великой Отечественной войны, а потому героическая мощь финала

потрясала. Человек идет на смерть без страха, ибо смертью своей

побеждает врага, освобождает свой народ!

Позже, когда мне удалось достать и прочесть одноименную пьесу великого

Гёте, она меня разочаровала. Оказывается, в некоторых случаях музыка

способна выразить то, чего нельзя передать словами. Вот и теперь

придется завершить очерк. Пусть те, у кого лежит к этому душа,

обратятся к Бетховену, вслушаются в его музыку... (Так и хочется

добавить: если это не поздно.)

В начале XX века Н.А. Бердяев писал: «В духе музыки есть пророчество о

грядущей воплощенной красоте. Бетховен был пророком. Но музыка наших

дней перестала быть пророчеством, приспособилась к буржуазной жизни». В

начале XXI века слова русского философа звучат актуальней, чем прежде.

О чем же пророчествовал Бетховен? Или то, что он предрекал, свершилось?

Или — еще впереди?..

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Кто виноват в ситуации по Новым Санжарам?

ГолосоватьРезультатыАрхив
Реклама
Реклама