Фокус: Украинский шоу-бизнес болен звёздной болезнью роста

2009-09-27 18:05 16 069 Подобається

Стоп! СНЯТО. Продюсеры утверждают, что все их подопечные – «не ангелы». Проект с таким названием не попал в рейтинг Фокуса, хотя неплохо раскручен

Фото: PHL

Случайности, личные связи, отсутствие чёткой структуры и ничем не обусловленные гонорары – вот основные характеристики украинского шоу-бизнеса

Выйти из сумрака. Генеральный продюсер телеканала М1 Валентин Коваль объясняет нежелание артистов и их продюсеров говорить о своих заработках тем, что наш шоу-бизнес на 95% находится в тени

«Украинский шоу-бизнес – это такое мелкообщинное, хуторское производство. Каждая концертная единица представляет собой хутор, а никак не часть мегаполиса», – так иронично и образно описывает отечественную музыкальную индустрию генеральный продюсер музыкального телеканала М1 Валентин Коваль. Большинство экспертов сходятся в том, что украинский шоу-бизнес, в отличие от западного с его многолетними традициями, чёткими правилами игры и прозрачной структурой, – это молодой организм, которому свойственны все проблемы роста. В нашей стране всё решают связи, деньги и счастливый случай. Один из самых влиятельных промоутеров в Украине Валентина Басовская считает, что отечественная модель шоу-бизнеса – антипод западной. «Это разные системы, как фигуры в игральной карте, называются одинаково, но расположены «валетом», – описывает Басовская нашу музыкальную индустрию, в которой царит полный хаос.

На кривой козе

По словам Валентина Коваля, все успешные украинские проекты и исполнители – это результат счастливых стечений обстоятельств, главное в этой сфере – оказаться в нужном месте в нужное время. «Представьте себе, что Тина Кароль не встретила бы Олега Чёрного, а он бы не придумал ей псевдоним и не повёз на фестиваль в Юрмалу. Или не окажись на том фестивале («Новая волна – 2005», после которой Кароль стала знаменитой. – Фокус) Аллы Пугачёвой – Тина ведь не заняла первое место, она получила премию Пугачёвой, что воспринималось как высшая награда, не появилось бы тогда такой звезды», – приводит наглядный пример шоу-бизнесовой удачливости генпродюсер музыкального телеканала.

Отсутствуют система и логика и в финансовой сфере нашей развлекательной индустрии. Например, обычное дело среди отечественных звёзд называть суммы за свои выступления «с потолка», руководствуясь исключительно собственным мнением о своей крутости. «По-моему, всё происходит, как говорится, от печки. Нет никаких формул определения гонораров. Как только внешние признаки свидетельствуют о том, что исполнитель востребован, значит, нужно просить больше денег. Никакой закономерности, кроме постоянного роста гонораров артистов в предновогодние периоды, я не замечал», – делится своими наблюдениями Виталий Улицкий, директор украинского креативного агентства USP Events, которое является одним из лидеров в организации праздников и корпоративных мероприятий.

Затянуть пояса. Один из самых влиятельных украинских промоутеров Валентина Басовская говорит, что кризис внёс свои коррективы в жизнь отечественного бомонда – звёзды вынуждены снижать свои гонорары

По словам промоутера и продюсера Валентины Басовской, сумма гонорара артиста в немалой степени зависит и от того, кто является заказчиком выступления. «В докризисный период наибольшие гонорары выставлялись для банков, строительных компаний, а в России – для нефтедобывающих компаний, – отмечает она. – Экономический кризис заставил представителей шоу-бизнеса пересмотреть суммы гонораров в сторону понижения. Раньше украинские артисты первого эшелона претендовали на $15–25 тысяч за выступление, сейчас – на $8–12 тысяч».

От балды. Директор креативного агентства USP Events Виталий Улицкий полагает, что сумму своих гонораров отечественные звёзды определяют «с потолка»

Говорить же о своих заработках наши звёзды и их продюсеры, в отличие от своих западных коллег, считают дурным тоном. Если о доходах американских и европейских музыкантов можно узнать из ежегодных рейтингов изданий вроде Billboard или Forbes, то деньги, которые получают отечественные артисты, это тайна, покрытая мраком. По словам Валентина Коваля, причина в том, что наш шоу-бизнес на 95% находится в тени – деньги передаются из рук в руки, артисты в очень редких случаях являются хотя бы официально зарегистрированными предпринимателями. «То есть если теневой золотодобытчик где-то роет втихаря золото в неразрешённом месте, а у него спрашивают, сколько золота он нарыл, то он ответит: «Какое золото?» и сделает вид, что просто копает яму», – метафорически описывает принцип работы музыкантов Виталий Улицкий.

Кроме того, считает Валентин Коваль, печатное слово в этом смысле влияет на гонорары звёзд: «Не хотят говорить – а вдруг кто-то купит дороже? Вот в прессе напишут, что группа А стоит 5 тысяч долларов, и всё – больше им не заплатят».

С другой стороны, как рассказал Фокусу известный украинский продюсер и директор музыкального холдинга Lavina Эдуард Клим, это нередко коммерческая тайна и не афишировать свои заработки – право каждого. «Если мы фиксируем какую-то сделку по покупке прав, то, как правило, её не обнародуем», – поясняет он.

Врут и не краснеют. Известный украинский продюсер Эдуард Клим считает, что в отечественном шоу-бизе пиар делается даже на откровенном вранье

А зарабатывают украинские знаменитости в последний год преимущественно концертами и корпоративами. По словам Эдуарда Клима, доходы от продаж компакт-дисков стремятся к нулю. По информации Фокуса, в прошлом году в заявках на дистрибьюцию фигурировали стотысячные тиражи, в этом же – заказы не превышают нескольких тысяч экземпляров. Кризис и отмирание рынка музыкальных носителей внесли коррективы в шоу-биз: сегодня украинские артисты продают дистрибьюторам права на свои альбомы, а также на скачивание рингтонов примерно за $15 тыс., не претендуя при этом на проценты от продаж. «Во всём мире упали продажи дисков. Мадонна первая разорвала контракт с рекордингом и заключила договор с концертной компанией. После чего это сделали ещё десятки артистов. То есть та схема, которую мы в Украине считали пагубной, сейчас стала рабочей для всего мира», – говорит генпродюсер телеканала М1.

Зато наши кумиры очень любят поговорить о шопинге за рубежом, дизайнерских вещах, модных интерьерах и прочей звёздной атрибутике. Любовь к разговорам о предметах роскоши г-н Клим объясняет просто: «У нас в стране можно врать абсолютно спокойно, понимая, что тебе за это ничего не будет. Конечно, я не хочу сказать, что обманывают все, но 95% пиара строится на том, чего не было вообще».

Почём взобраться на олимп

Отечественные продюсеры в один голос утверждают: чтобы раскрутиться и стать знаменитым и востребованным, нужно всего-то ничего – один-два хита, хороший клип и деньги на всё это. Правда, мнения акул шоу-бизнеса по поводу порядка сумм, необходимых на раскрутку артиста, расходятся. Например, как утверждает Эдуард Клим, чтобы сделать артиста с нуля и при этом получить прибыль, придётся вложить в талантливого исполнителя около $500 тыс. и 2–3 года работы. Эти деньги и время, объясняет он, идут на создание образа исполнителя, а также на концертные шоу, костюмы и множество других вещей. А Валентин Коваль считает, что полмиллиона долларов – это более чем достаточно, «для старта нужны 2–3 хитовых песни».

Бесплатный сыр. Продюсер доброй половины украинских девичьих групп Юрий Никитин уверен: раскрутить артиста вполне можно и бесплатно – были бы у исполнителя талант и хиты

По информации Фокуса, один показ клипа на украинском музыкальном канале стоит от $200 до $400, однако платят чаще всего за демонстрацию клипов групп-однодневок и скучающих богатых дамочек. Валентин Коваль настоятельно советует музыкальным продюсерам при планировании закладывать деньги не на ротации, а на хорошие клипы. Он говорит, что на телеканале М1 видеоработу могут взять в ротацию бесплатно, если она высокого качества. Солидарен с ним и Юрий Никитин, которого называют одним из самых грамотных отечественных продюсеров: «Можно записать одну песню, и она разорвёт рынок. Сколько денег в раскрутку вложила группа «Бумбокс»? Нисколько. Записали песню «Вахтёрам», и её начали петь люди. А кто-то потратился. Например, у Оли Поляковой только один клип про блондинок стоил 200 тысяч долларов».

Ирина Навольнева, Фокус

Коментарі (0)

Додати смайл! Залишилося 3000 символів
Cтворити блог

Опитування

Ви підтримуєте виселення з Печерської лаври московської церкви?

Реклама
Реклама