Нынешние представления об успехе - извращение

2009-09-09 15:03 517 Нравится 4

Автор Владимир Цыбульский Источник gazeta

Опубликовал glaz

За тридцать лет после премьеры народной мелодрамы «Москва слезам не

верит» в изменившемся российском обществе так и не сложилось общее

представление о жизненном успехе, что дало бы повод для появления новой

всеми любимой сказки о Золушке отечественного пошива.

Фильмы

советского периода - наши национальные герои. Их юбилеи отмечают шумно.

Даты здесь не повод для ссор, но возможность совместно умилиться и

вспомнить. Как молоды мы были и искренне любили... Кино «Семнадцать

мгновений...», «Иронию..», «Москву слезам не верит», тридцатилетие

выхода на экраны которого вот-вот отметит страна.

«Москва...» -

народная мелодрама, которую смотрели миллионы. Иначе, впрочем, в то

время кино и не смотрели. Только миллионами. Есть тут оговорка -

зрители эту свою «Москву...» действительно любили. Несмотря на гримасы

критиков и вручение «Оскара».

Это только с дальнего расстояния

кажется, что «Москва» - фильм об исключительно женском успехе в

советской жизни. Если присмотреться, можно разглядеть на выбор

несколько моделей. Пропагандистская версия успеха - в нашем государстве

директором фабрики может стать современная лимитчица. Мужская - можно

пить три дня, работать простым слесарем, и все кандидаты с докторами и

бабы будут твоими. Кое-что перепало подросткам. И всем вместе -

бородатый анекдот про Диоклетиана, капусту и то, что ты сам

определяешь, в чем твой успех.

Низовая, обывательская,

человечная модель карьеры - выучился, стал ученым, сел в машину,

обставил квартиру - подвергалась сомнению. Не надо вообще ни к чему

тянуться, прыгать выше головы, обставлять конкурентов. Можешь быть

директором и вырастить в одиночку дочь. Но счастлива будешь только с

Гошей - настоящим мужиком, который принимает решения на том простом

основании, что он - мужчина.

Если пройтись по советской истории

вкупе с историей советского кино - представлений и картин об успехе в

жизни наберется не так уж много.

До войны - грубые

пропагандистские штампы типа «Члена правительства» («Вот стою я перед

вами, простая русская баба»). Как бы в альтернативу к ней - советские

кальки Голливуда на темы музыкальных успехов - «Музыкальная история»,

«Веселые ребята». В них тема личных усилий в достижении успеха вообще

не рассматривалась. Любил народ это кино. Герои как угодно могли

париться, чтобы влезть на вершину сцены и пьедестала - с тебя-то лично

что возьмешь - ни голоса, ни супермускулов у тебя с детства не было.

Так что отвалите и не мешайте наслаждаться.

На фоне этих

немногочисленных до- и послевоенных вариаций на темы жизненного успеха

«Москва слезам не верит» и в самом деле была как бы «кино про нас». При

всей придуманности персонажи фильма были такими же советскими, как и

влюбленные в них зрители. С двойной моралью, тяге к культуре и серванту

одновременно. И в абсолютной уверенности, что для них материальная

составляющая в жизненном успехе уступает душе и чувству. Во всяком

случае, если бы в конце семидесятых в СССР были соцопросы, респонденты,

не задумываясь и абсолютно искренне, деньги как составляющую жизненного

успеха поставили бы на последнее место. И были бы уверены, что так вот

они и считают.

Прошло тридцать лет. Мир любителей истории про

Гошу с Катериной перевернулся как минимум дважды. Сегодня они и их

дети, отвечая на вопрос социологов о составляющих жизненного успеха, на

первое место, не смущаясь, ставят деньги. Тут же рядышком - семейное

благополучие, которое также без денег не представляется. Уважение

окружающих и самореализацию (чего добивался и добился в жизни настоящий

мужик Гоша) в успех записывают лишь двое из ста. При этом почва для

создания сказки про Золушку нулевых самая благодатная - большинство

опрошенных уверены, что достигшие жизненного успеха и благополучия

обязаны этим случаю и судьбе, а вовсе не собственным усилиям.

Вот

просто бери и снимай. Только не «Москва слезам не верит-2» (знаем мы,

что из этих ремейков получается). А какую-нибудь новую мелодраму по

старым добрым голливудским лекалам. Тем более что доверчивость

соотечественников к сказкам нисколько не уменьшилась. Что и

подтверждает история нашего отношения к реальности в кризисе.

То

есть все предпосылки для новой всенародно любимой картины о том, как

герой покоряет вершины успеха, есть. А картины нет. И дело тут,

кажется, не в недостатке желающих ее снять (попыток сотворить что-то

подобное было немало). А в количестве желающих такое кино смотреть. И

любить.

Зрителю восьмидесятых легко и приятно было принять

фильм, в котором объяснялось, что успех без любви не даст счастья.

Потому что ничего такого недоступного и желанного в безлюбовном успехе

главной героини для зрителя не было. Ну, директор фабрики. Подумаешь.

Ее подружка варит на даче варенье и ездит вместе с мужем на стареньком

«Москвиче». А счастлива (и, значит, успешна) не меньше. А мы ездим на

электричке и в метро на работу каждый день, и, значит, у нас куда

больше шансов встретить там будущего мужа Гошу (в письмах в «Работницу»

поклонницы фильма так и писали: «Мне кажется, мой Гоша едет в следующей

электричке»).

Сегодня мы без денег успеха не понимаем. Успех без

любви, детей и семьи неполон - это принимается. Формула: успех есть

деньги плюс любовь - тоже. А вот успех минус деньги - какой же это

успех? А снимать и собрать всеобщую любовь к мелодрамам с такими

заходами мешает только одно. Убеждение, что подобный успех нам

абсолютно не доступен.

Перенести такое можно только одним способом.

Можно

принимать всю эту гламурность, рекламную гонку, жизнь и драмы звезд.

Можно набивать рейтинги сериалам, шоу и фильмам на эти темы. Но любить

их нельзя.

Сказку о лимитчице, выбившейся в бизнес-леди,

смотреть будут, а любить - нет. В сказку о бизнес-леди, успех которой в

том, что она отказалась от бизнеса ради любви, - никто не поверит.

Сказка о Золушке, так и не получившей успеха в его денежном выражении,

зато состоявшейся в скромной семье мужа-шофера или непризнанного

писателя, - отстой для лузеров.

В нынешней России представление

людей об успехе - это не какой-нибудь там фрейдистский прыщик, выросший

из детских обид. Это тяжелейший невроз, замешанный на любви и ненависти

к богатым и знаменитым, желании стать такими же и понимании

невозможности этого достичь.

Мы могли бы принять успех в версии

трагедии или драмы. Но фильмы с пометкой «драма», как известно, смотрят

одни неудачники и пенсионеры из интеллигентов по каналу «Культура».

Так

что лучше не думать об успехе. Ни о личном, ни о претендующем на

всеобщую любовь по мотивам старых советских фильмов. Лучше уж с

ностальгической слезой посмотреть в очередной раз и юбилейный год

последнюю советскую сказку о Золушке-директоре фабрики, нашедшей

принца-Гошу в пригородной электричке.

Может быть, и сегодня

каждый увидит там свою версию вполне достижимого успеха. Женщины -

сказку о настоящем мужике. Мужчины - легенду о том, что самый мелкий

клерк в офисе может заслужить своей работой благодарность

топ-менеджеров...

Если же интересно, куда ушла народная любовь

годы спустя после премьеры фильма-юбиляра и какие темы ее заслужили, -

обратитесь к спискам самых популярных фильмов последних двух

десятилетий.

Возглавляет его телесериал «Бригада» и фильмы про

«Брата». Это кино про то, как восторжествовала наконец справедливость и

добившиеся успеха путем неправедным (а иным путем, по общему убеждению,

у нас его и не добиваются) были наказаны.

Комментарии (0)

Добавить смайл! Осталось 3000 символов
Создать блог

Опрос

Вы поддерживаете автокефалию Украинской церкви?

Реклама
Реклама